Промышленность Комсомольска-на-Амуре: новый год с сокращений

Город Комсомольск-на-Амуре, несмотря на вдвое меньшую численность населения по сравнению с краевой столицей, имеет статус промышленного центра Хабаровского края. В первую очередь за счет крупнейших в стране авиационного и судостроительного заводов, производящих в том числе военные суда. Однако, несмотря на выход промышленности города из состояния упадка и развала, положение рабочих кардинально не изменилось с 90-х.

Даже учитывая повышенное внимание со стороны государства к заводам, постоянное вливание новых средств в развитие и открытие новых линий производства, отношение к работникам стабильно скотское. Репортажи по телевидению рисуют картины рая на земле, а на деле зарплаты не соответствуют озвученным в рекламных роликах, наличествуют постоянные переработки, средства защиты старые, а в цехах вечный морозильник. При этом в самом Комсомольске повышенный уровень онкозаболеваний из-за работы на вредных предприятиях.

И судостроительный(АСЗ) и авиационный(КнААЗ) заводы с каждым годом теряют в числе сотрудников. Из 17 тыс. работников КнААЗ в 2007 году, сейчас на заводе трудится немногим больше 10 тыс, а осенью 2018 года были намечены сокращения около 300 сотрудников, хотя сами рабочие высказывают мнение о возможном сокращении в 1 тыс. человек. В то же время на сайте завода размещено несколько десятков объявлений о продаже токарных и фрезерных станков. Не обходится без сокращений и на АСЗ, где планируют уволить 300 человек административного персонала в связи с осуществлением программы «Компактная верфь». И хотя еще в недалеком 2017 году гендиректор завода обозначил проблему с недостатком молодых специалистов, привлечение их идет из других регионов страны – деньги на оплату проезда и обустройство целенаправленно выделяются. Но несмотря на это, благодаря допущению к найму новых сотрудников из других регионов компаний-посредников, рабочие, нанятые таким способом, нередко остаются без зарплаты из-за растворения в воздухе таких фирм-посредников.

Оба завода находятся в собственности государства, но положение трудящихся ровным счетом ничем не отличается от положения на приватизированных заводах. И хотя ежегодно предприятия приносят миллиардные прибыли, идут данные средства совсем не на улучшение условий труда и повышение зарплаты работникам. Что до протестов, то как правило они из-за своей малочисленности и стихийности заканчиваются совершенно ничем для общей массы сотрудников и увольнением наиболее активных участников. Тем самым мы можем наблюдать, что государство является совокупным капиталистом, работающим не на благо большинства нашей страны – наемных тружеников, а на класс собственников средств производства, к которому принадлежат или который обслуживают чиновники. И при отсутствии рабочего контроля и организованности трудового коллектива, на права работников все так же не будут обращать внимания и за счет сверхэксплуатации наживать капиталы из чужой рабочей силы. Комсомольск вообще является городом одной большой сверхэксплуатации и социально-экономическая обстановка в целом мало изменилась с конца прошлого столетия.

Помимо упомянутых заводов, большие проблемы появились у работяг Хлебзавода №3, который был удачно заведен в долги муниципалитетом и продан задаром местному бизнесмену, который недолго думая затеял, якобы, планы по обновлению завода, для чего предложил уволиться всему трудовому коллективу. Обещая восстановить производство то ли через три месяца, то через шесть. И по закону никак к нему не придерешься: он собственник, а масса работников – никто. В 2015 году уже были намечены планы по модернизации производства предыдущим руководством и привели они, как ни странно, к полному упадку хлебзавода, являющемуся без малого крупнейшим в городе.

В советское время Комсомольск был растущим и процветающим городом, а права трудящихся всегда стояли на первом месте. Даже в застойные брежневские времена, с ужасным наростом на теле рабочего государства – выродившейся бюрократией, не было такого расслоения в обществе как сейчас. Все это по одной простой причине – природа того государства была иная, революция 1917 года сделала господствующим класс рабочих и заставила государственную машину служить им, закрепив законодательно невозможность обогащения за счет чужой рабочей силы.

Нынешнее же государство принадлежит частным собственникам, живущим с извлечения прибыли, которую создают рабочие. У кого есть капитал – тот и является силой, тот и диктует свои правила. Противопоставить такому порядку можно лишь низовую организацию масс трудящихся, которых численно больше, тем самым имеющим несравненно бОльшую силу и способных диктовать собственные условия заводовладельцам – народившейся буржуазии. Рабочий контроль, обеспечивающий отчетность владельцев перед работниками и защиту отдельных рабочих в случаи несправедливости, необходимая вещь на пути кардинальным переменам в сторону возвышения человека труда. А объединение трудовых коллективов в рабочую партию есть необходимое условие победы власти рабочего класса, способной обеспечить рабочий контроль не только в рамках отдельного предприятия, но и в рамках всей страны.

Владимир Писарев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *