В редакцию «Рабочей Демократии» обратился один рабочий, чьё имя мы вынуждены не разглашать, и рассказал свою историю о работе на Мясокомбинате «Снежана» в Москве:
«Не умею складно выражаться, но не могу молчать. Как-то раз я устроился (через знакомых) на Московскую колбасную фабрику «Снежана». (Отличная колбаса, но тут не об этом). Туда берут исключительно через знакомых, которые там работают, с целью последующего давления на работников: «Уйди спокойно, а то у Пети, что тут остался, будут проблемы».
Трудоустройство без оформления. Зарплата исключительно «чёрная». Но! Трудовую забирают и держат у себя, хотя записей о найме в ней нет. Договоров на руки тоже не выдают. Медкнижку оплачиваешь сам. Мне обещали зарплату 55 тысяч рублей и график 6/1, смены по 12 часов. Как итог я получал 30–35 т.р. (если не учитывать штрафы, которые, как известно, законодательство запрещает), работал без выходных 7/0 и постоянно в ночь. Никакой доплаты за ночную и вредную работу не было.
Вредность работы там состоит в переменной влажности и разнице температур: у печей очень влажно и жарко, плюс едкий влажный дым от встроенных коптилок (пар+дым), а в «накопителе», где остывает продукт, минусовая температура.
Работало там несколько сотен человек, в основном молдаване, гагаузы, приднестровцы и русские из «замкадья». Жили либо в общаге от завода (3500 руб в месяц вычитается из зарплаты) по 4-6 человек в небольшой комнате, либо в общаге рядом (5000 руб в месяц), комната 12 м, 5 спальных мест. Мы жили вдесятером: пятеро из дневной смены, и пятеро из ночной.
Любые травмы, болезни, отравления (два раза за полгода были массовые отравления) не оплачивались и грубо осуждались. Болели все регулярно, но все равно работали. Просто переводили работников на погрузку, чтоб не чихали на колбасу без упаковки. Штрафовали каждый раз, когда норма завода (доход) падала. Я видел много раз, когда человека сильно оштрафовали, он возмущался, хотел уволиться, а его просто кидали на зарплату. И увольняли. Потом провели опрос: «кто курит?» и просто у всех, кто курит, стали забирать ежемесячно по 1000–1500 руб «за окурок в неположенном месте».
Завод находится в подвале какого-то НИИ на улице Бутлерова. При «проверках» ставят фальшстены, чтобы скрыть реальные размеры производства.
Со мной работал дядя Валера молдаванин. Он на заводе с самого открытия. Более двадцати лет работает. Его дети выросли без него. Но дело в том, что мне просто не «повысили» зарплату после испытательного срока, а ему с 2000 рублей за смену понизили до 1500 руб. (И не забываем про штрафы). Деду около 55–60 лет. Всю жизнь отдал заводу, а в итоге получил нифига.
Отработав полгода, я заболел и ушёл на две недели «в отпуск», как сказал замдиректора. Вернулся из «отпуска» (не оплачиваемого), написал заявление на увольнение. Потом мне ещё 3 недели не хотели выплатить зарплату. Помогло только то, что я пообещал сжечь дорогущий крузак замдира, сказал ему, что знаю где он живёт. В итоге в течении часа мне выплатили мои жалкие 20 тысяч, и я больше там не появлялся.
Подытожим:
1. Полулегальный завод, на который берут только через знакомых, чтоб можно было давить через них на тебя и наоборот.
2. Нечеловеческие условия труда и проживания, обман с зарплатой, постоянные переработки, штрафы и угрозы.
3. Отношения к рабочим как к людям второго-третьего сорта.
4. Нарушения ТК, вовлечение в уклонение от налогов, наплевательское отношение к жизни и здоровью сотрудников. Гигантская разница между зарплатами рабочих и многочисленных «управленцев».
P.S. Спросите: «Зачем ты терпел и не уходил?»
У меня был кредит. А с графиком 7/0 и со сменами по 12 часов не очень получалось найти другую работу.
Рабочий в рабстве у буржуя. Будь то молдаванин, белорус или русский «замкадыш», что еще раз показывает необходимость солидарности пролетариев, независимо от национальности, потому что жадные буржуины эксплуатируют всех».