О невыплатах мед.работникам

Уже несколько недель социальные сети, информ. сообщества и СМИ пестрят заголовками о невыплатах медицинским работникам доплат, назначенных еще в апреле 2020-ого года. Медработники разных регионов со всей России (Иркутска, Прикубанской ЦРБ (Карачаево-Черкесская республика), Козельска (Калужская область), Армавира, Динской ЦРБ, Успенской ЦРБ, Лабинской ЦРБ (Краснодарский край)) составляют жалобы и обращения во всевозможные инстанции, начиная от прокуратуры и заканчивая президентом РФ, записывают видеообращения, в надежде получить обещанные им деньги за борьбу с короновирусной инфекцией COVID-19.

И пока в одних регионах медики надеются увидеть хотя бы копейки от положенных надбавок, в части других регионов РФ медработникам все же переводят выплаты, но именно эти самые копейки. В Новосибирске и Бердске работникам скорой помощи заплатили 200-700 рублей, Во Владимире — чуть меньше 260 рублей получила фельдшер скорой помощи, другая сотрудница СМП получила чуть больше 1000 рублей. Часть медиков новгородской и рязанской подстанций получили от 1,5 до 3-х тысяч в преддверии отчета глав регионов о состоянии выплат. Похожая ситуация обстоит и с работниками поликлиник.

Новые правила выплат регулируются постановлением правительства РФ от 12.04.2020 №484 и соответствующим распоряжением №976-р с дополнениями от 15.05. И обозначены в данных документах суммы доплат в размере от 25 до 80 тыс.рублей в месяц. Кроме того, постановлением правительства РФ от 02.04.2020 №415 установлены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в размере 20-80% среднемесячного дохода. (1, 2, 3)

Увидят ли медики эти деньги после начавшихся доследственных проверок СК по фактам невыплат, после реакции 15 мая президента РФ на сложившуюся ситуацию, после внесения изменений в распоряжение правительства о выплатах? Точно не все, и совсем не так, как это было обещано. Потому что изначальные громкие заявления о том, что каждый врач получит 50-80 т.р., а каждая медсестра — 25 т.р. оказываются не более чем фикцией. Очень легко на словах пообещать золотые горы, а затем, уже спустя месяц, ссылаться на технические ошибки, перекладывать ответственность на главврачей и самих медиков, которые, видите ли, не так поняли, кому же и за что именно будут платить.

Дело в том, что выплаты и надбавки, в соответствии с постановлениями, положены далеко не всем врачам и медицинскому персоналу. Чтобы получить свои деньги, работник должен доказать, что он контактировал непосредственно с подтвержденными случаями заболевания COVID-19. Более того, до 15.05, когда из постановления правительства РФ поспешили убрать формулировку “за фактически отработанное время”, расчет выплат если и производился, то чуть ли не из учета поминутного контактирования персонала с зараженными коронавирусом. Отдельно стоит отметить, что диагноз у пациентов должен быть официально подтвержден, то есть должны быть выполнены все необходимые тесты, и не в частных лабораториях, а в бюджетных. Следовательно, надеяться на доплаты, даже после новых условий постановления, могут далеко не все врачи, т.к. ситуация с тестами на коронавирус ужасна, а за лечение пневмонии доплачивать медикам никто не собирается. И даже о процентных надбавках к ЗП, которые, судя по документам, положены всем медикам, работающим с группой риска заражения коронавирусной инфекцией, всё не так просто, потому как эти надбавки все еще будут рассчитываться от фактического времени работы (с группой риска).

Врачу, работающему, допустим, терапевтом, в не перепрофилированной больнице, если и заплатят какие-то дополнительные выплаты, то только за работу с пациентами с официально подтвержденным диагнозом коронавируса, притом часть этих средств будет рассчитана из “фактической работы” (в постановлении правительства РФ от 02.04.2020 №415 формулировка “за фактически отработанное время” никуда не делась). Причем трактовка данной формулировки все еще вызывает разночтения, продолжат ли медработникам платить из расчета поминутного нахождения с больными, как это было в предыдущем месяце, либо исходя из ставки, как и должно быть? (Фактически отработанное время вообще или с коронавирусными больными?) Более того, часть работников медицины уже сталкивается с падением заработной платы. Официально объясняют это тем, что деньги нужны работающим с коронавирусом (Боткинская больница в Москве), или невыполнением плана медучреждениями. И это при том, что на доплаты были выделены отдельные бюджетные средства.

Таким образом, исходя из документов, медикам, работающим непосредственно со случаями заболевания COVID-19 положены 25-80 тыс. независимо от времени работы с заболевшими коронавирусом, и, дополнительно, надбавки, в зависимости от времени работы. Медикам, работающим с группой риска, положены надбавки за фактически отработанное время. Всем остальным медицинским работникам не заплатят сверху ни копейки, ведь никто не будет учитывать возросшую нагрузку в связи с перераспределением мед.персонала на работу с коронавирусом, как никто не учитывает ситуацию с нехваткой даже банальных средств защиты для персонала. В то время, как по новостям официальных телеканалов трубят о достаточном запасе ИВЛ, врачи поликлиник зачастую вынуждены на собственные деньги покупать себе маски и перчатки. Также открытым остается вопрос о точности диагностики COVID-19, сколько врачей, через которых проходят пациенты с легким течением заболевания, с неподтвержденным официально коронавирусом, с ошибочно поставленным другим диагнозом, сколько фельдшеров и водителей СМП, работающих в условиях увеличенной нагрузки и контактирующих не только с пациентами, но и их родственниками?

Часть медиков получит что-то из обещанных средств, но только благодаря резонансу, вызванному хоть сколько-нибудь активными совместными действиями врачей, которые не побоялись огласки и угроз увольнений. Однако вместе с новыми обещаниями выплат придут и еще большие урезания зарплат, сокращения ставок (отдельные случаи есть уже сейчас), останется нехватка масок, тестов, больниц, рабочих рук. И виноватых продолжат искать на местах, ведь наш “царь” никогда не говорил о выплатах за фактически отработанное время, видел ли он распоряжение, подписанное после его слов председателем правительства, и как там уже поняли это распоряжение — это проблема местных губернаторов, главврачей, заведующих, самих медиков, в конце концов.

В период экономического кризиса и мировой пандемии властям очень важно уметь вовремя переложить ответственность, выступая лишь в качестве говорящей головы, скандирующей популистские лозунги и панибратски обращающейся к старшему поколению “родные мои” (особенно хорошо это звучит после принятия пенсионной реформы).

Угнетенным же в период экономического кризиса и мировой пандемии критически важно перестать молча терпеть и прятать голову в песок, как нас всех просят, и активно бороться за свои права, совместными усилиями добиваясь улучшения жизни.

В очередной раз мы видим откровенно скотское отношение власть имущих к трудящимся. Зарплаты падают, людей кормят обещаниями, пока капиталисты продолжают набивать карманы, а чиновники пилить бюджеты. Всё это делается за счет жизни и здоровья трудящихся, и прикрывается ширмой несуществующих данных, ссылками на “оптимизацию” и сказками, что у нас все хорошо, (или хотя бы лучше чем на западе), что меры принимаются и вообще, всё для народа. Вон, даже денег пообещали. И если кто-то из медиков и получит обещанные деньги, то оплачены они будут нервами и жизнями. Деньги эти будут оплачены здоровьем как самих медиков, так и их пациентов. И большая часть этих средств так и не дойдет до адресатов, кто в поте лица трудится изо дня в день, а осядет в руках паразитов, в руках капиталистов, закрывающих больницы, взвинчивающих цены на лекарства и средства индивидуальной защиты, подписывающих приказы об ограничении гражданских свобод. Трудящиеся массы и дальше продолжат расплачиваться свободами и жизнями, пока наконец не скинут со своей шеи проклятых буржуев. Мы не должны забывать: настоящий вирус это капитализм.

Татьяна Манухина

Источники:

  1. постановление правительства РФ №484

2. распоряжение правительства РФ №976-р

3. постановление правительства РФ №415