О (не)лучшем друге коммунистов, Василии Садонине, и его последнем ролике на канале «Выход Есть»
Из 27 минут ролика «Уроки января» первые семь Василий уделяет разъяснениям как правильно делать майдан и почему майдан нынче не работает. Вероятно, кому то это интересно, но не будет ли логичным изначально сделать анализ происходящих событий, раз уж говорящие головы блогинга так упирают на просвещение и изучение теории? Или хотя бы на основе публикаций других ресурсов, подробно обозначить свою точку зрения? Я сразу скажу, что на протяжении всего ролика мы не услышим никакого разбора «почему вообще это все происходит». Как не слышали и в предыдущих роликах Василия ничего подобного. Такое отношение показывает стремление блогеров не теорию учить и подавать ее массам, а хайпить на актуальных темах.
Но в любом случае, в условиях, когда значительное число называющих себя левыми ориентируется на говорящие головы, подобные ролики весьма полезны. Ибо в конце концов происходит размежевание и пока еще сомневающимся становится видна разница между блогерами и коммунистами.
Через весь ролик прослеживается четкий взгляд: «митинги бесполезны». Как марксист, я согласен с позицией, что стихийные митинги без четкой программы не ведут к достижению цели. Особенно когда и самой цели то нету, а есть только стихийное выплескивание недовольства. Солидаризируясь с этим недовольством, марксисты указывают на ошибки. В то время как позиция Садонина сводится к отстранению от борьбы. Да, вопрос стоит именно так. Потому что право свободно собираться есть неотъемлемое право граждан и, как верно в самом конце говорит Василий, нынешние репрессии в скором времени обернутся репрессиями против «правильного» рабочего протеста. Того самого протеста, которым Василий бьет по либералам, доказывая, в предыдущем ролике, что либертарианец Светов неправ, утверждая о несущественной роли левых в протестах против пенсионной реформы. Замечательно еще то, что занимая сектантскую позицию по отношению к массовой рабочей КПРФ, блогеры не гнушаются говорить о силе левых на примере КПРФ.
Дальше Василий большую часть ролика разбирает что делали левые на протестах. И особое внимание уделяет РРП, критикуя не только деятельность во время протестов, но говоря и о других фронтах нашей работы.
Позиция по навальнингам у нас обозначена в целом ряде документов, но я еще раз выскажу её. Вопреки желанию Василия выставить протесты как сходки сторонников Навального, сейчас является очевидным, что на них выходили в большинстве своем не сторонники Навального, а гораздо более широкая аудитория, чем имеют либералы, настроенная против нынешнего режима и состоящая в основе своей из обычных рабочих. Особенная массовость в регионах и местами открытые бои с полицаями характеризуют протесты как весьма отдаленные от типичной либеральной повестки. Соответственно, в условиях роста политизации левым необходимо как усиливать собственную агитацию, так и вести точечную агитацию среди протестующих. Открыто выступать за размежевание с буржуазной оппозицией, завлекая нашу социальную баз под её классовые знамена.
Мобилизация КПРФ могла бы серьезно повлиять на развитие протестов еще в январе. Но соглашатели слишком на коротком поводке. Хотя и совсем отстраняться от улицы не могут, чтобы сохранять влияние для выторговывания у правящего класса преференций для себя любимых. Объявленная КПРФ на 23 февраля всероссийская акция протеста может стать серьезным наступлением на режим, аккумулируя копящееся недовольство. И мы несомненно поддерживаем протесты под знаменем единого рабочего фронта.
Вернемся к Садонину. Взамен агитации протестующих и завлечения их в реальную организацию борьбы, блогер призывает делать видеоролики. Мол, именно так легче и безопасней воздействовать на людей. И даже эффективней! Подобный взгляд распространен среди большинства говорящих голов. Они пытаются говорить о политике, но постоянно спотыкаются во время выработки позиции, требующей практического применения. Их профессиональная деформация постоянно будет довлеть над их сознанием и заставлять занимать позиции неучастия и отстранения от борьбы.
Приводя примеры задержаний левых на акциях, Василий при этом приемлемо относится к позиции кружков Рудого выходить с листовками. Совершенно не замечая, что их активистов также задерживали за листовки и они точно также рисковали. Умалчивает Василий и о том, что большинство задержанных ррпшников были завинчены именно во время распространения листовок. Мы прекрасно сознавали ограниченность данных протестов и уже на вторую акцию наши сторонники перешли к точечной агитации посредством листовок и личного общения.
Отдельно упоминается Ижевск, где ррпшникам удалось поднять флаги и совместно с РСД возглавить 3-тысячную колонну, но после мероприятия они все были скручены полицаями. Несмотря на репрессии, начатые после этого в отношении ижевчан, товарищи сумели максимально продвинуть коммунистическую повестку. Посредством листовок, баннеров, речей и поднятых флагов. И важно отметить, что даже простое поднятие флага имеет серьезный агитационный эффект, особенно среди стихийно собравшейся массы, лишенной какого бы то ни было руководства.
События в Удмуртии на самом деле выставляют полным бредом слова Василия о характеристики участников как сторонников Навального. Можно ли представить, что на митингах в 2018 году, когда Навальный разворачивал свою президентскую компанию, кто-то бы встал под баннеры левых организаций? Ныне не только с превеликим интересом смотрели на левых, но и присоединялись к ним. Полнейшее тупоумие было не вести прямую работу с этими массами, имея возможность чуть-ли не брать под руки многих из них и уводить к себе на собрание с акции. Будь Василий коммунистом, то обсуждение строилось бы не об участии/неучастии в подобном, а вокруг того, как именно наиболее успешно работать в среде подобных сходов.
Примечательно еще одно. На прошлых навальнингах широко были распространены голубые плакатики, заранее массово наштампованные местными штабами и выдаваемые всем желающим. Сейчас либо их вовсе не встречалось в регионах, либо с такими плакатами стояли небольшие группы как в Москве. То есть, еще раз. Люди, пришедшие на акции якобы за Навального совершенно не горели желанием брать в руки плакаты в его поддержку!
Среди охранителей и «правильных» левых распространено сравнение Навального с Гапоном. При этом, говоря о Гапоне, забывают, что он пришел к революционным социал-демократическим взглядам, и что Ленин его очень уважал и лично с ним встречался. Историческая аналогия с гапоновской демонстрацией, конечно, притянутая. Но при всем при этом, большевики то в ней участвовали, агитируя толпу, не то что не настроенную оппозиционно, а прямо идущую на поклон к батюшке царю. Большевиков на ней били даже не полицаи, а сами гапоновцы. Били и сдавали полицаям. Надеюсь, понятна разница между тем, когда тебя выдают оханке сами демонстранты и когда эти демонстранты открыто вступают в столкновения с охранкой и живо реагируют на твою агитацию?
Как и Семин, Садонин причитает о штрафах, арестах, которых можно было бы избежать, не участвуя в уличных демонстрациях. Справедливости ради, нужно отметить, что трусости у блогеров не отнимать. Владимир Ильич писал хвалебные статьи о любом проявлении бунтарства в массе — какое отношение имеют блогеры к Ленину, прикрываясь постоянно его именем?
Из статьи 1901 года «Отдача в солдаты 183-х студентов»:
«Хорошим образчиком может служить харьковская демонстрация 1-го декабря прошлого года перед редакцией «Южного Края». Праздновался юбилей этой паскудной газеты, травящей всякое стремление к свету и свободе, восхваляющей все зверства нашего правительства. Перед редакцией собралась толпа, которая торжественно предавала разодранию номера «Южного Края», привязывала их к хвостам лошадей, обертывала в них собак, бросала камни и пузырьки с сернистым водородом в окна с кликами: «долой продажную прессу!». Вот какого чествования поистине заслуживают не только редакции продажных газет, но и все наши правительственные учреждения. Юбилей начальственного благоволения празднуют они лишь изредка, — юбилея народной расправы заслуживают они всегда.»
Одного ли Ленина мы читаем? Почему коммунист читает Ленина и видит в нем революционера, поддерживающего всяческий народный протест против правительственного произвола, видит марксиста, призывающего всюду быть с массами недовольных и завлекать их под знамена социализма, а блогеры читают и видят фигу? Еще раз. Ленин в данной статье 1901 года призывает социал-демократические организации, которые еще совсем слабы и разрознены, выходить на демонстрации и устраивать погромы сил реакции. Я, конечно, ни к чему подобному не призываю и привожу пример лишь в качестве исторической аналогии. Но, граждане блогеры, вы действительно ноете от того, что массы вышли на улицы?
Оставшиеся 10 минут ролика Садонин по классике рисует схемки. Со стороны очень умного и структурировано, но один вопрос — зачем? Просто бессмысленная белиберда от блогера, сравнивающего эффективность митингов, профсоюзов и блогинга. Описать словами подобную хрень просто невозможно. Как бы формально Василий у нас коммунист, и как бы при этом Василий говорит об отдельных инструментах борьбы и агитации, но ровным счетом ничего не говорит о необходимости создания революционной рабочей партии, без которой какие-либо призывы митинговать, строить профсоюзы, пилить блоги или вести личную агитацию не имеют ровным счетом никакого значения. Это просто ноль! Полный ноль и профанация!
Впрочем, Василий, как и тот же Семин, имеют определенную последовательность в своих призывах и, кхм, действиях. В самом конце наш любимый блогер не забывает еще раз попытаться тяпнуть Революционную Рабочую Партию по давно заезженной схемке. Мол, надо как Навальный формировать аудиторию на ютубе и когда то в далеком будущем что то с этой аудиторией пытаться делать. В общем, коммунистам надо сурьезно заняться маркетингом и тогда точно успех! Естественно, что раздача газет по заводам это уже прошлый век. Тем более газет без картинок.
Частично Василий схватывает на счет будущности блогинга, говоря, что ютуб вместе со всем интернетом могут прикрыть. И тем более левый ютуб. Но как то одновременно с этим у него в голове уживаются мысли действовать по примеру Навального. Еще раз. Навальный есть голова оппозиционной буржуазии, которая вкидывает бабки на его раскрутку и продвижение. Которой позволено устраивать подобное и, по крайней мере до последнего времени, быть на свободе. Правящий класс и Навальный на одной стороне, правящий класс и коммунисты на разных.
Рассуждения о высоких материях и непонимание элементарных основ агитационной работы, с которой связаны газеты, ярко показывает уровень полезности левых блогеров. Покопавшись в архивах, можно нарыть те же рассуждения и у Рудого. Ныне кружки Рудого сами выпускают газету… Какое значение имеет «Рабочая Демократия» для нас? Помимо того, что газета есть важный организующий фактор для партии, посредством газеты необходимо вести точечную агитацию среди крупнейших предприятий страны. Никакие блоги не заменят живого присутствия партии у заводов. В ютубе привеликое количество говорящих голов, которые просто не существуют для миллионов рабочих. Мы существуем и успешно ведем агитацию. Даже если на предприятии нету острого трудового конфликта, наша известность по былой агитации позволит быстро наладить контакт с коллективом в случае обострения ситуации с работодателем. Газета есть официальный орган, сразу повышающий доверие при общении, и, да, общение — оно ставится целью раздачи.
Не могу сказать о полном отсутствии у нас недостатков даже в обозначенной работе. Но мы хотя бы о них знаем и можем их устранить. У блогеров отсутствуют недостатки в практической работе… как, впрочем, и сама работа. Блогерам удобно хайпить, собирая капитал на волне роста антикапиталистических настроений. Но по сути они играют на руку буржуазии, использующей рабочий класс в своих интересах. И Садонин, и Семин, и Зюганов нынче на стороне Гоблина с его «Работайте, братья!», обращенное к полицаям, разгоняющим протесты. Коммунистическая революция не делается переагитацией неправильных митингов в интернете, она делается работой с массами.
Большевики изобличали правительство, блогеры изобличают протестующих. Надеюсь, в будущем бунтующие массы смогут разобраться, кто из блогеров охранитель, а кто просто «правильный» левый.
Владимир Писарев