К сожалению, волна эффективного менеджмента уже почти с головой накрыла МКП «Оренбургские пассажирские перевозки». Экономят на всем. «Шаманят» до последнего старые развалюхи вместо покупки новых автобусов и троллейбусов, сокращают число маршрутов и транспорта на маршрутах и самое главное, урезают заработную плату работникам. Об этом всем подробнее.
Места отдыха
Председатель профкома первичной профсоюзной организации РПРиУ МКП «ОПП» Дмитрий Бабкин посетил одно из «мест отдыха» работников, расположенное на ул. Волгоградской. Половина здания отдана в аренду под пивнушку, вторая под магазин «Рыболов». Самим водителям и кондукторам оставили небольшой чуланчик с какой-то деревянной лавкой из фильмов про сахалинскую каторгу вместо дивана. В комнате нет света, грязно. Полагаем, уборщиц, обслуживавших здание, сократили ради экономии. Вот здесь работники должны отдыхать, греться, обедать, в антисанитарии и тесноте. Как они там помещаются, если их будет больше одного, непонятно.
https://vk.com/video8694151_456243356
Другое «место отдыха» – небольшой ларек, напоминающий торговые точки из лихих 90-х, расположенный на ул. Мусы Джалиля. Помещение имеет сплит систему, но менять температуру там невозможно, отсутствует пульт. Непонятно, где и как там ходить в туалет. Здание старой диспетчерской развалилось, и работники должны ютиться в киоске. К слову, когда в старом здании стали сыпаться кирпичи, работникам выдали… нет, даже не каски. А предписание смотреть вверх во избежание попадания кирпича по голове.
Часы работы
Предприятие образовано путем слияния автобусного и троллейбусного предприятий. И если у троллейбусников график относительно стабильный (но с оговорками, о которых ниже), то автобусникам его ставят по воле левой пятки руководства. Часто он составлен так, что водитель должен гнать автобус, создавая опасные ситуации на дороге. О том, что водитель, другие участники движения, а также пассажиры не дрова, а люди, руководство, видимо, забывает. Обеды почему-то сократили при этом с часа до получаса. Видимо, это достаточное время для отдыха. К слову, если автобус недостаточно быстро, по мнению руководства, идет, водитель рискует лишиться премиальной части заработка. Ведь бывают ситуации, когда прямо за автобусом едет автомобиль главного бухгалтера (о ней ниже), которая может позвонить и потребовать лишить премии за недостаточно быструю езду. Работники сообщали о таких прецедентах.
Как на автобусах, так и на троллейбусах часто бывают адские переработки, которые водителям и кондукторам почему-то оплачиваются как обычные часы, без доплат, при этом навязываются в принудительном порядке. Никого не волнует, что законодательство предусматривает добровольность переработок, ограничивает их и обязует оплачивать их дополнительно.
При этом водители автобуса еще должны в свое нерабочее время сами мыть автобусы снаружи и внутри. Эти часы не оплачиваются, впрочем, за это им дают 20 рублей в день за каждую такую помывку. Почему так? А потому что автобусную мойку тоже сдали кому-то в аренду. Не оплачивается и работа «загонщика». Водители обязаны свои автобусы теперь сами парковать в гаражи. Раньше это делали специальные работники, а водитель по окончании смены мог идти на развозку и домой. Кстати, об аренде всего и вся. Эффективность менеджмента настолько высока на предприятии, что в аренду сдали даже подстанции, и теперь тем, кому их сдали, предприятие платит за электроэнергию, используемую троллейбусами.
Мы обещали рассказать и о графике троллейбусников. Да, автобусный график, по сравнению с ним, просто ад. Но и троллейбусный регулярно меняется, в среднем раз в одну-две недели, составлен всегда тоже неудобно, явно не для людей. К слову, постоянная потогонка связана не только с часами работы. Урезаны и отпуска. Если раньше водитель или кондуктор троллейбуса мог отдыхать 42 дня, то теперь лишь 28.
КРС
Вы заметили, что тарифы за проезд постоянно повышаются? Некоторые пассажиры уже не могут себе позволить билет. Но как выходит из положения администрация предприятия? Она использует сотрудников КРС, в чьи обязанности входит проследить, обилетили ли кондукторы пассажиров. По правилам пассажирских перевозок пассажир обязан оплатить проезд в течение одной остановки. Если он по какой-то причине этого не сделал, и это зафиксируют сотрудники КРС, кондуктора автобуса или троллейбуса они отчитают в грубой форме, обяжут писать объяснительную, а также лишат премиальной части заработка, и весь месяц кондуктор, у которого обнаружили «зайца», работает только на оклад, это не превышает примерно 13–15 тыс. рублей.
Общественный транспорт – штука подвижная. Во время поездки регулярно существует опасность упасть, если не держаться за поручни. Вы, наверное, замечали, что в салоне везде висят предупредительные надписи об этом? Так вот, к кондуктору это, по всей видимости, не относится, и он обязан продать билет пассажиру, независимо от того, как наполнен салон, насколько быстро и равномерно идет транспортное средство, нет ли крутых поворотов. Иначе всевидящие сотрудники КРС покарают. Были случаи, когда КРС заходили в салон и сразу же, не дожидаясь окончания остановки, вешали «нарушение» на кондуктора, не обилетившего пассажира, зашедшего вместе с ними. При этом нужно отметить, что КРС обычно заходят не в полупустой салон, где им поживиться нечем, а стараются зайти в час пик, когда всех мгновенно обилетить часто невозможно физически.
Работают сотрудники КРС под чутким руководством главного бухгалтера Н. А. Пануриной, по сообщениям работников, допускающей себе грубое к ним отношение, вмешивающейся в работу кондукторов, водителей, мастеров и прочего персонала, придирающейся по мелочам и старающейся урезать заработки. К слову, свои прямые обязанности, а именно организацию учета и бухгалтерии, на наш взгляд, она выполняет не очень хорошо. Мы видели весьма загадочно оформленные расчетные листы работников и платежные поручения со странными основаниями платежей. Бухгалтерия предприятия выглядит очень непрозрачно. Притом странно движутся зарплатные деньги. Сначала они отправляются в банк ВТБ, затем в банк Авангард, и только потом работникам. Для чего такие сложности, непонятно, но наводит на размышления.
Дачные автобусы
Вы заметили, что теперь они стали похожи на душегубки? Да. Убрали большие автобусы, пустив на дачи ПАЗики. Почему? А, оказывается, нерентабельно. К слову, сокращено и количество рейсов дачных автобусов. Как при этом должны ехать люди, особенно с сумками и ведрами, непонятно. Но не прибавилось автобусов и на улицах города. Где же автобусы? Они просто стоят в гаражах, когда вы едете в переполненной душегубке. Самый рентабельный способ перевозки, как известно, стоя. А лучше штабелями. Да и работникам в таком случае можно платить куда меньше.
Зарплата
Собственно, самое «вкусное». По словам работников, раньше, например, водитель мог заработать в месяц 40 или даже 50 тысяч рублей, что неплохо для Оренбурга. Если вы уже обрадовались и решили побежать устраиваться туда на работу, забудьте. Во-первых, никого нового там не набирают, наоборот, стараются избавиться от старого состава, а во-вторых, теперь при эффективных менеджерах зарплата гарантированно не превысит порога в 20–25 тыс рублей, и это по самым оптимистичным прогнозам. Убрали всё: надбавки за вредность, оплату переработок, часы работы учитываются черти как, премиальную часть постоянно стараются урезать или лишить её вовсе. Оплата труда явно не соответствует нашему законодательству. Нет, разбогатеть на такой работе точно не удастся.
Но есть все же и некая надежда для работников предприятия. В Оренбурге появился новый профсоюз ППО РПРиУ МКП «ОПП», в который уже вступили многие водители, кондукторы и другие рабочие. Это достаточно боевой профсоюз, готовый биться за права своих членов. Если работники при этом будут солидарны друг с другом, если будут стоять до конца, ситуацию можно сдвинуть с мертвой точки, устранить многие нарушения законодательства, связанные с зарплатой и условиями труда. Вместе мы можем одолеть гидру капитализма. Друзья, не бойтесь ничего, не слушайте администрацию, вступайте в профсоюз. И да. В этот профсоюз мы никогда не примем начальство и никогда под него не прогнемся. Рабочее объединение – только для рабочих. Напишите личное сообщение в группе, и вам помогут связаться с профсоюзом. И даже если вы не работник предприятия, надеемся на ваше содействие, например, в распространении этой статьи. Водители, кондукторы, пассажиры – мы в одной «упряжке», у нас общие проблемы. Это дело нуждается в широкой общественной огласке. А вместе мы непобедимая сила!