Вчера утром забастовали рабочие одного из сахарно тростниковых комплексов Ирана, называемого Haft Tappeh Sugar. Сама по себе эта забастовка была вызвана задержкой заработной платы и без контекста не заставила бы нас обратить внимание на себя. Однако вскоре к забастовке подключились студенты и местные жители. В чём же причина такого стачечного роста?
В 2019 году в Иране начались крупнейшие с 1979 года протесты. Формальным поводом для них послужил рост цен на топливо на 50-200%, однако, если мы рассмотрим генезис иранского режима, то поймём, что причины для протестов куда глубже. Последние несколько десятилетий в Иране правят реакционные исламисты, подавляющие всякую свободу не только слова и политического выбора, но даже личности. Такое положение дел, разумеется, не устраивает прогрессивную часть иранского общества, включая местный пролетариат. В последние годы уровень жизни населения в Иране стремительно падает, ибо все государственные силы якобы брошены на борьбу с США. На деле же деньги разворовываются местными капиталистами, которые для удержания власти используют самые жёсткие методы.
15 ноября 2019 года иранцы вышли на улицы в знак протеста против повышения цен, и по ним тут же открыли огонь правительственные войска. Однако это не только не остановило протестующих, но придало протесту общенациональный характер. Протестующие жгли портреты чиновников Ирана, на многих из них был изображен верховный лидер страны. Основным лозунгом протестов стало: «Клирики должны уйти!». Испугавшаяся власть бросила против безоружных людей все средства. Так, во время похорон убитых на первых шествиях, кладбища обстреляли из артиллерии (!), дабы разогнать собравшихся там демонстрантов. В панике иранская власть даже сбила Украинский гражданский самолёт. Страну захлестнула революция, тысячи людей дрались с исламистами как тигры.
Явную антикапиталистическую повестку протестов показывает тот факт, что за их время был сожжен 731 банк. К сожалению протесты захлебнулись, но ненависть и презрение к власть имущим остались.
Основной причиной поражения стало то, что протестующие не имели чёткой организации и требований близких каждому иранскому трудящемуся. Жить будет то движение, которое засасывает в свой водоворот всё новые и новые слои населения. К сожалению, иранские протесты ограничились лишь выдвижением политических требований. Экономическая сторона вопроса почти не поднималась. А ведь в понятной каждому повестке протеста и кроется ключ к успеху. Марксистская программа, включающая в себя прогрессивные политические и экономические требования, например, национализацию и установление власти рабочих, могла бы спокойно сплотить вокруг себя иранцев. Тем не менее, такой программы не оказалось, ибо все иранские левые силы были жестоко подавлены ещё в 80-е.
Ещё одним из важнейших вопросов Ирана является вопрос национальный. Правительство активно притесняет арабов, чем вызывает закономерное недовольство. Минувшие месяцы в арабских провинциях начались перебои с водой, что вызвало «водный бунт», который, опять же, был расстрелян из автоматов властями. Теперь же мирные демонстрации перешли в кровопролитные столкновения с полицией. В протестах принимает активное участие Моджахедин-э Халк, леворадикальная организация, стоящая на позициях «исламского социализма». Разумеется, мы понимаем, что данные товарищи стоят на утопических, нематериалистических позициях, но мы поддерживаем их прогрессивные левые требования, а также требования равенства персидского и арабского народов на территории Ирана.
Тем временем протестующие уже полностью освободили от силовиков несколько городов, например, город Сусенгерд. В отличии от прошлых протестов, здесь демонстранты поняли всю суровость намерений правительства и активно вооружаются, по всему Ирану можно слышать перестрелки. Многие персы также присоединяются к протестам и скандируют «Смерть исламской республике!», что говорит об отсутствии националистической повестки у протестующих арабов, ведь те требуют лишь равенства с персами.
Проимпериалистические силы, связанные с Израилем и США, неизбежно попытаются воспользоваться протестами. Так, в Израиле уже был создан штаб Иранской оппозиции. Однако эти господа не имеют ничего общего с прогрессивными требованиями иранского народа, они хотят загнать Иран под кабалу американского капитала. Потому, задача всех прогрессивных сил там вести беспощадную борьбу не только с прогнившим правительствам, но и с либеральной буржуазией, подконтрольной США. Лишь независимая политика рабочего класса, национализация производств и установление командных методов хозяйствования позволит вывести страну из затяжного кризиса. В рамках капитализма этот выход не представляется возможным, так как либо Иран будет полуколонией США, либо в нём власть и дальше будет оставаться в руках преступной хунты местной буржуазии, расстреливающей людей из артиллерии. Но сплотить людей против капитализма может лишь истинная социалистическая повестка. Нельзя ставить «исламским социалистам» вопрос только о арабском народе, необходимо расширять свои требования и на персидский народ, жаждущий перемен. В противном случае, протест не сможет расширять своё влияние на массы.
К счастью, теперь протест возымел и иную форму: в последнее время в Иране наблюдается рост забастовок, к которым активно подключаются студенты и интеллигенция. В низовом творчестве масс неизбежно будут выковываться требования, и мы можем быть уверены, что рано или поздно рабочие Ирана обратятся к марксизму.
Стоит помнить, что на стороне государства стоят силовые структуры, суды и иные карательные институты. Нам надо противопоставить армии буржуазии свою армию — и такой армией является марксистская партия. Только с чёткой централизацией, объединённые железной дисциплиной, иранские рабочие смогут победить реакционеров в правительстве.
Тем не менее, нельзя с точностью судить о соотношении различных классов в Иране. Интернет в этой стране почти полностью отключен, а источников, рассказывающих о протестах, крайне мало. Неопровержимо лишь одно: рабочий класс ирана и все прогрессивные слои общества подняли голову на борьбу с реакционным правительством. А вот каким будет итог этих протестов зависит от того, насколько быстро сможет в движении выковаться революционная программа, близкая большинству.
Вот так локальная, казалось бы, стачка, может открыть нам картину процессов, бушующих в Иране. Мы пока никак не можем помочь иранским рабочим, и наш интернациональный долг перед ними — строить сильное рабочее движение в России и идти сквозь тернистый путь к социализму. Если власть в России возьмут пролетарии, это будет наглядным пособием для рабочих всех стран. И нам надо стремиться к тому, чтобы своими руками начертить это пособие!
ДА ЗДРАВСТВУЮТ ИРАНСКИЕ РАБОЧИЕ!
ДОЛОЙ РЕАКЦИОННОЕ ИСЛАМИСТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО!
Артём Морозов