Статья нашего товарища, посвящённая деградации экономики после коронавируса. В данной статье приведена статистика по различным отраслям, которая показывает, что нынешний кризис не только не окончен, а продолжается и будет продолжаться.
Разумеется, что правительство будет вынуждено как-то реагировать на него, однако капитализм сам загнал буржуазию в угол, и не даёт ей фактически никаких перспектив. В этих условиях, как говорила Роза Люксембург, есть два выхода: «Или социализм, или варварство». И выбор любого сознательного рабочего, разумеется, за социализмом.
Коронакризис прошёлся катком по хрупкой капиталистической экономике как мира в целом, так и России. Экономика в России была на грани рецессии к 2020 году, поэтому коронавирус, сам по себе не столь страшный, имел такие серьёзные последствия и лишь спровоцировал очередной кризис. Каждый ощутил на себе его в 2020, когда буквально на глазах люди оставались без работы, останавливались, а в последствии не восстанавливались предприятия. Но даже сейчас, спустя полтора года после начала пандемии, мы можем явственно различать его последствия. Тяжело переживает это время промышленность. И невооружённым взглядом можно заметить, как закрываются заводы, вследствие чего происходят постоянные сокращения. Благосостояние граждан падает, а цены неизменно растут. Если же мы заглянем в статистку, то ситуация проясняется до страшного.
Уже в первые месяцы пандемии сильнее всего пострадала автомобильная промышленность. Если в «докризисный» 2019 год было произведено 1,71 млн автомобилей, то в 2020 объемы производства упали до 1,42 млн шт. И в то время как буржуазные аналитики строили радужные прогнозы об увеличении объемов в новом 2021 году, в действительности они падают на 75%! Причиной такой высокой чувствительности автомобильной промышленности к «локдаунам» является высокая зависимость автопроизводителей от бесперебойной работы крайне длинных производственных цепочек, которые могут включать десятки стран и предприятий. Что ж, «империализм, как высшая стадия капитализма» уже наступил, в колоссальной взаимозависимости экономик разных стран убедиться мы можем даже на этом примере. Не улучшает ситуацию и низкий потребительский спрос. Покупательная способность населения резко снизилась, ввиду общего снижения благосостояния, сокращений и закрытий предприятий, мало кто может позволить себе новый автомобиль. И если ситуация с личным транспортом имеет не такой серьёзный исход для общества, то снижение производства общественного, промышленного транспорта несёт в себе куда более плачевные последствия.
Не менее пострадала и область энергетики. В 2020 году по сравнению с 2019 суммарная добыча газа в Российской Федерации снизилась на 6.1% до 692,9 млрд куб. м., добыча нефти сократилась на 8,6% до 512,68 млн тонн. В 2021 году государственная программа по развитию энергетики была выполнена только на 44,3%, объемы производства сократились на 20%. Следует заметить, что наибольших потерь область достигла не на сам пик пандемии, а после. Упали многократно цены на углеводороды (в 2020 году они достигли
45$ за баррель) и не спешат восстанавливаться, даже с учетом снижения их добычи по всему миру. Единственной контртенденцией кризису в 2021 году является рост добычи газа. В России за этот год добыча газа увеличилась на 12%. Однако иронично здесь то, что российские граждане никак не выиграют от этого роста добычи. Наоборот, оптовая цена на газ продолжает неуклонно расти, что показывает данная таблица.
А в перспективе рост цен на газ неизбежно отразится и на стоимости электричества. Уже сейчас можно говорить о росте цен на электричество (https://www.mk.ru/economics/2021/10/15/energetiki-predrekli-rost-cen-na-elektrichestvo-v-rossii-izza-novogo-naloga.html). Отчасти, это можно связать с политикой государства, которое пытается залатать дыры в бюджете, вызванные раздачей денег на право и налево в предверии выборов, а также популистских программ, связанных с ними же. Отчасти это вызвано ростом цен на газ в целом по миру. Но так или иначе россияне окажутся бедными при любом раскладе: растёт ли цена на газ или падает. В первом случае они ощутят на себе её непосредственный рост, а во втором затягивание поясов и отмену социальных гарантий со стороны государства, ведь эти гарантии держатся на продаже углеводородов. Российская экономика, построенная во многом на продаже газа и нефти, рушится как карточный домик. Ещё хуже ситуация в Средней Азии. Резкое глобальное снижение цен на сырье вкупе с запуском российского газопровода «Сила Сибири» привела к снижению экспорта углеводородов из Таджикистана, Казахстана и Узбекистана на 20-25%. Особенно сильно пострадал рынок Казахстана. Казахстанская отраслевая ассоциация добытчиков углеводородного сырья уже объявляла, что примерно половина нефтепромысловых предприятий страны находится на грани банкротства. В связи с невыплатами зарплат в Казахстане активно
бастуют рабочие-нефтяники и энергетики. Ситуация в дальнейшем будет усугубляться тем, что в странах Европы, в США и Китае обороты набирает «зелёная» политика, направленная на переход к альтернативным формам энергии. Из этого следует ещё большее снижение экспорта углеводородов из России и дальнейшее нищание бюджета.
Продолжает терять и транспортная область. В 2020 году пассарижиропоток на всех видах транспорта упал от 70% до 95%! Сегмент грузоперевозок пострадал не так сильно, но также пострадал: объём автотранспортных грузоперевозок упал 29%, железнодорожных- на 11%. И хотя первый уже восстановился после коронакризиса, цена на автоперевозки выросла на целых 20%, что неизбежно отразится на стоимости потребительских товаров! (https://www.forbes.ru/biznes/440487-avtogruzoperevozki-v-rossii-podorozali-na-fone-vosstanovlenia-rynka) В целом транспортный сектор снизил объёмы производства на 40%, госпрограмма по развитию транспорта в 2021 году выполнена только на 42,3%. Ожидаемо, что в связи с карантинными мерами перевозки будут снижены, однако эта область терпит крушение без дальнейших перспектив на восстановление, что доказывает отсутствие роста производства после пандемии.
Обрабатывающая промышленность ставит свои антирекорды. В 2020 году объемы производства снизились на 3,8%, резко сократилось число рабочих мест. Такого существенного снижения числа работников обрабатывающей промышленности не наблюдалось со времен мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Во многом такая тенденция идёт из-за снижения как внутреннего, так и внешнего спроса ввиду пандемии. Но ключевой тут всё же является тенденция нормы прибыли к понижению, из-за которой отечественная буржуазия вкладывается не в технологичные отрасли, а в финансовый сектор на западе и покупку недвижимости. И теперь невозможно отрицать факт постоянного сокращения числа заводов, оптимизации, сокращений рабочих. И раньше обьемы обрабатывающей промышленности падали, эпидемия ковида лишь обнажила и усугубила данный курс. Не лучше ситуация и с тяжелым машиностроением, того без чего другое производство невозможно: шахтные машины, экскаваторы и тд. Если в 2019 году объемы производства достигали 210,6 млрд руб, что само по себе немного, то в 2020 году они упали до 209,8 млрд руб.
Со стороны может показаться что медицинская и фармацевтическая промышленности за период пандемии характеризуются ростом. Действительно, объём производства лекарств в 2019 году был 386,7 млр руб, в 2020 — 485,75 млрд руб, объём производства медицинских изделий 61,4 млрд руб и 94,3 млрд руб соотвественно. Тем не менее возросли объемы
экспорта, что принесло большие прибыли российским фармкомпаниям, россияне же не получили абсолютно ничего. Более того, для ещё большей наживы капиталисты пошли на гнусную спекуляцию: не только взвинтили цены на жизненно необходимые лекарства, но и вовсе сняли с продажи дешёвые средства, оставив их только дорогие аналоги. И это жизненно необходимые препараты! Тяжелым осложнением коронавируса является внутрибольничная пневмония, которая косит пациентов на право и на лево, имея устойчивость почти ко всем существующим препаратам. Бороться с ней, как и со многими другими тяжелыми заболеваниями, можно было бы, разработав новые виды антибиотиков к появившимся штаммам. Однако последний антибиотик в целом был изобретён аж 30 лет назад! Дело это крайне невыгодное для фармкампаний, ведь курс терапии не такой большой и много лекарств больной не купит. Куда выгоднее разрабатывать препараты, которые принимают пожизненно, например от сахарного диабета, куда и вкладываются буржуи. Таким образом за производством медицинских товаров лежит не цель обеспечить людей необходимыми доступными лекарствами, а стремление фармкомпаний к прибыли.
Коронавирус лишь обнажил гнилую сущность капитализма, спровоцировав очередной затяжной кризис. Кризис этот сравним с тяжелейшими экономическими кризисами, например 2008-2009 года. По уровню безработицы так и вовсе со временами великой депрессии (сейчас в России 5%). Особое внимание стоит уделить тому, что несмотря на снижения уровня заболеваемости, кризис не заканчивается: стремительно падают доходы населения, уменьшается количество рабочих мест. Все это доказывает вырождение капитализма, его несостоятельность как экономического строя. Капитализм изжил себя, осталось и всем трудящимся перешагнуть его, избавиться от того камня, что тянет их на дно. Борьба с приведёнными выше последствиями коронакризиса лежит только через борьбу с капитализмом, за переход к общественному распределению благ. Только власть рабочих вместе с плановой экономикой позволит избавиться от безработицы, сокращения объёмов производства и нехватки важных товаров. Наше будущее только в наших руках, долой капитализм!
Эмилия Солин