Одержит ли Россия верх в противостоянии с США?

Постепенно акценты патриотических фигур смещаются с непосредственно спецоперации в Украине к идее глобального геополитического противостояния между Россией (и, возможно, Китаем и Индией) и западным капиталистическим миром. Почему патриоты стали меньше говорить о спецоперации? Думаю, на этот вопрос вы ответите сами. Задача же данной заметки проанализировать тезис о тектоническом сдвиге в капиталистической системе и понять, какие перспективы ждут Россию.

Мы уже писали, что игры Путина нанесли удар по капиталистической системе в целом (https://vk.com/rwp_rwp?w=wall-49023139_152370). Дело в том, что с момента развала СССР, когда капитализму открылись новые рынки и он получил глоток для развития, капитализм стал стагнировать, а после коронакризиса и вовсе деградировать. Связано это с низкой нормой прибыли — простыми словами — окупаемостью средств производства. Если раньше промышленные предприятия окупались относительно быстро, то современные технологии окупаются долгое время, потому капиталистам вовсе не выгодно в них вкладываться (в отличии от финансовых инструментов, которые получили огромную популярность в последние 30 лет). Развитие капитализма, шедшее благодаря надуванию искусственных финансовых пузырей и роста числа «компаний-зомби» (которые не могут жить, если ЦБ поднимет процентные ставки) в итоге привели к катастрофе 2020 года. Эта катастрофа значительно ослабила западные экономики (особенно США и Англии).

Что же в России и Китае? Начнём со второго. Сочетание дешёвой рабочей силы и командных методов в рыночном регулировании позволяли Китаю держать высокие темпы развития, однако и они с каждым годом падают. Плюс там стремительно надувается жилищный пузырь, ибо темпы строительства самые высокие в мире, а спрос постепенно падает. Отдельно следует отметить высочайшую зависимость Китая в сфере экономики от США и Европы. В этом смысле Китай имеет двойственное положение: с одной стороны, туда происходит активный вывоз капитала, потому что рабочие там не имеют тех привилегий, что рабочие Европы, но с другой Китаю удалось построить и свою относительно развитую промышленность. Главное противоречие Китая в том, что он с одной стороны имеет зависимость от Запада, но и Запад во многом зависит от Китая. Их симбиоз вместе образует мировой рынок — основу капитализма. А каково место России в нём?

Производительность труда и уровень развития производственных сил в СССР по объективным причинам отставал от запада (не может часть мировой экономики конкурировать со всей ней целиком, потому классики марксизма и говорили о необходимости мирового коммунизма), потому после краза Союза и выхода предприятий на рынок, они оказались просто там не нужны. Последовала волна деиндустриализации, которая, как не странно, продолжается до сих. Отставание российских средств производства от западных сменилось на отсутствие средств производства России во многих отраслях. Большинство станков закупается из Западных стран, как и электроники, которая нынче критически необходима для развития средств производства. К тому же, пока открыты границы с Китаем потребителю будет легче приобрести качественные товары оттуда, нежели покупать отстающие российские товары. В мировом разделении труда России отведена роль бензоколонки со слаборазвитой перерабатывающей промышленностью. Причём подобное положение сохраняется и сейчас, просто теперь бензоколонка оказалась отключена от поставки деталей к ней.

Да, отказ ЕС от российских ресурсов и продовольственный кризис, связанный со спецоперации нанесут урон по экономики развитых стран. Но энергоносители, как и продовольствие можно добывать в разных точках мира. А вот высокоразвитые средства производства есть только у Запада, и России, чтобы наверстать отставание требуются десятилетия (особенно по части микроэлектроники). Без подобных товаров России нечего будет предложить своим немногочисленным союзникам на мировом рынке, кроме нефти и газа. Потому, они будут увеличивать партнёрство именно с теми, кто обладает развитыми средствами производства, кто может инвестировать в их экономику. Таков капитализм.

Конечно, Китаю Россия в каком-то смысле выгодна как рынок сбыта, но рынок сбыта предполагает зависимое положение. А рвать связи с Западом Китай не планирует, ибо его основной товарооборот как раз с западным рынком. Потому геополитическая нестабильность, в случае если не будет пролетарской революции в одной из стран, закончится тем, что всё вернётся на круги своя. Запад найдёт альтернативные рынки поставки энергоносителей, построит АЭС, тем самым чуть подняв упавший уровень жизни населения. Китай пока не стал независимым от Запада, потому он продолжит партнёрскую торговлю с ним, попутно кидая гневные картиночки о вреде американского капитализма в Twitter и заполняя товарами рынок России, ставя ту в зависимое положение. А что до самой России? Изолированная от западных технологий, она будет пользоваться китайскими товарами, менее качественными чем на западе, а энергоресурсы её по дешёвым ценам пойдут куда-нибудь в юго-восточную азию. Ни о каком новом мировом гегемоне, многополярном мире и т.д. речи при таком раскладе не идёт. Пока толстый капиталист, у которого есть новейшие средства производства, сохнет, худой капиталист сдохнет.

Что же делать? Патриоты кричат о мобилизации духа, о необходимости сплотиться с буржуазией, которая Россию в такое положение и завела. Но всё это лишь пустые абстракции, которые не меняют базисного положения России в мире. Его может поменять лишь переход к более прогрессивной плановой экономике, которая позволит активнее развивать средства производства, и рабочей демократии, которая даст понимание рабочим западных стран, что другой мир возможен. Пока же российская буржуазия им может предложить только тот же капитализм, только с репрессиями, подавлением инакомыслия и меньшим уровнем жизни.

Так победит ли Россия империализм. США? Капиталистическая Россия — однозначно нет. Социалистическая Россия — однозначно да. Потому, если вы хотите уничтожить сциллой американского капитализма, вы должны быть за то, чтобы уничтожить харибду российского капитализма, мешающую развитию России, её средств производств и людей. А все те, кто говорит о неизбежной победе России, не говоря о необходимости социалистических преобразований — невежды и пустословы, ничего общего не имеющие с политэкономией.

13.04.22