Ещё недавно либеральные идеологи возносили слащавые дифирамбы капитализму и либеральной демократии, якобы они могут обеспечить мирное существование всем странам. Теперь как никогда видна империалистическая сущность стран НАТО и США. Будучи последовательным интернационалистом, марксистский экономист Майкл Робертс вскрывает политэкономические предпосылки украинского конфликта и планы Запада по подчинению Украины международному капиталу.
Великая рецессия 2008-9 годов стала поворотным моментом для глобальной стратегии США. До этого их задачей было «вовлечь» значимые экономические державы, такие как Россия и Китай. На протяжении 1990-х годов правительство США настаивало на открытии экономик этих стран для западных банков и транснациональных компаний.
Эти экономики должны были расти и торговать, при этом обеспечивая расширение глобальной прибыли, в которой нуждался американский империализм, поскольку внутренняя прибыльность начала снижаться. «Глобализация» строилась на преимуществах дешевой рабочей силы, новых рынков в Китае и остальной части Глобального Юга, которые резко расширились с начала 1980-х годов в рамках политики «вовлечения». Не случайно в 2013 году Всемирный банк опубликовал доклад, в котором призвал Китай быстрее перейти к полноценной рыночной экономике.
Лучшие планы американского империализма идут наперекосяк
Но Великая рецессия все изменила. Американским стратегам стало ясно, что глобализация не только приносит дополнительную прибыль, но и ведет к гораздо более быстрой экономической экспансии России, Китая и стран Восточной Азии. Проблема здесь заключалась в том, что такие страны, как Китай и Россия (но особенно Китай), не готовы играть только по правилам американского империализма с его международными корпорациями. Россия стремилась соединиться с Европой и отделить ее от Великобритании и США, в то время как Китай стремился конкурировать с США в технологиях и распространить свое влияние на весь глобальный юг. Американский капитализм рухнул во время Великой рецессии, а развитые капиталистические экономики перешли на черепаший темп во время Долгой депрессии 2010-х годов. Китай при этом быстро рос, Россия также наращивала экспорт энергоносителей и полезных ископаемых. Это было слишком. Нужно было что-то сделать, чтобы поставить соперников по экономике на место. «Вовлечение» было отброшено и заменено «сдерживанием».
При администрации Трампа США стремились изолировать Китай тарифами и запретами на китайские товары и компании. Они настаивали на том, чтобы Европа начала платить за расширение НАТО и вооружений в Европе. При Байдене новая политика была распространена на поддержку любых прозападных и националистических партий против России. Цель состояла в том, чтобы включить в НАТО все страны вдоль границ России, большинство из которых стремились воспользоваться предполагаемым экономическим процветанием Европейского Союза и «защитой» НАТО от российского контроля. Кульминацией этого стал украинский конфликт.
Последствия для Украины
Украина сейчас разрушается бомбардировками и боевыми действиями. Тысячи людей погибли, миллионы были перемещены и/или бежали из страны. Уничтожается экономическая база страны. Ранее Украина уже была очень бедной страной с реальным ВВП всего в 160 миллиардов долларов. Прежде чем спецоперация закончится – и похоже, что она продлится годы, а не недели или месяцы, ВВП сократится как минимум вдвое.
Украинские источники, оценивая затраты на восстановление инфраструктуры, указывают следующие статьи расходов: финансирование военных действий (боеприпасы, оружие и т.д.); потери жилищного фонда, коммерческой недвижимости, компенсации за смерть и ранения, расходы на переселение, поддержку доходов и т.д.; и потерянные текущие и будущие доходы в размере от 500 до 1000 млрд. долларов. По оценкам Всемирного банка объем произведенного капитала Украины на душу населения в 2014 году составил примерно $25 000, в сумме это составляет примерно $1,1 трлн. Ранние отчеты правительственных чиновников и бизнесменов свидетельствуют о том, что 30-50% этого капитала было уничтожено или серьезно повреждено. Предполагая 40%-ное разрушение, стоимость урона составит 440 миллиардов долларов.
Кроме того, исходя из стоимости 10 000 евро на одного беженца (в год), стоимость финансирования 5 миллионов беженцев в течение одного года составляет 50 млрд евро, или 0,35% ВВП ЕС. Так что восстановление украинской экономики и перестройка, скорее всего обойдутся минимум в $500 млрд, скажем, в ближайшие пять лет. Это примерно 1,0% ВВП ЕС в год или 0,75% ВВП G7 – как минимум.
Украина – пробный камень глобальной политики сдерживания США
Неужели Запад в своей мудрости решил, что стоит тратить такие деньги на бесконечное финансирование военных усилий Украины, поддержку ее населения и восстановление страны как оплота НАТО против России? Похоже на то. Украина становится пробным камнем глобальной политики сдерживания США. Президент США Байден подталкивает Конгресс США согласиться на $ 30 млрд в поддержку Украины. Но он отказывается отменить или уменьшить студенческий долг, который сейчас достиг $ 1,8 трлн. Международная политика важнее, чем помощь американской молодежи в получении образования.
Например, вот что сказал Мартин Сандбу, кейнсианский обозреватель газеты FT: «ЕС, который должен взять на себя основную часть (и поддержать радикальное облегчение долгового бремени Киева, как в случае с послевоенной Германией), не должен рассматривать это как расходы. Компании ЕС будут заключать контракты на инфраструктуру, строительство жилья, транспорт и многое другое — но должны передавать украинцам навыки и технологии. Помимо этого, это инвестиция в европейские ценности и ее безопасность. Это позволило бы 44 миллионам человек прочно войти в лоно либеральной демократии и в социальную рыночную экономику — историческое достижение, соперничающее с воссоединением континента после холодной войны и самим Планом Маршалла».
Перспективы нового «Плана Маршалла»

Протесты в Западной Германии
Пойдут ли США и Европа дальше и выберут то, что можно назвать Планом Маршалла для Украины? План Маршалла (официально Европейская программа восстановления, ERP) — американская инициатива, принятая в 1948 году для оказания иностранной помощи Западной Европе. Инициатива была названа в честь госсекретаря США Джорджа Маршалла. США перечислили более 13 миллиардов долларов в программы восстановления экономики стран Западной Европы после окончания Второй мировой войны. Цель состояла в том, чтобы восстановить разрушенные войной регионы, устранить торговые барьеры для американских граждан, модернизировать промышленность, улучшить европейское процветание и таким образом предотвратить распространение коммунизма: «допустить возникновение политических и социальных условий, в которых могут существовать свободные институты», — заявил Джордж Маршалл в 1947-ом году в своей речи.
Как План Маршалла соотносится со стоимостью плана помощи Украине? Ну, 13 миллиардов долларов в 1948 году составляли около 1,1% ВВП США тогда и эквивалентны примерно 130 миллиардам долларов сейчас. Таким образом, любой план Маршалла для Украины должен был бы обеспечить вдвое больше вливаний, чем США для Европы. План 1948 года состоял как из прямых грантов, так и из кредитов. Помощь составила около 3% совокупного ВВП стран-получателей в период с 1948 по 1951 год, что означало увеличение роста ВВП менее чем на полпроцента. Украине понадобится гораздо больше.
Открытие рынков возродило капитализм после Второй мировой войны
Что действительно возродило капиталистическую экономику Европы с 1948 года, так это не столько План Маршалла, сколько открытие американских и европейских рынков для европейской промышленности, которая могла расширяться на основе очень дешевой и обильной рабочей силы после войны и возможности приобретать новейшие технологии. Разве это выход для слабой и разрушенной Украины? Только в том случае, если украинцы смогут жить на чрезвычайно низкую заработную плату и почти не рассчитывать на государственные услуги, в то время как украинские капиталисты (которых раньше на Западе называли «олигархами») вместе с европейскими и американскими транснациональными корпорациями захватят ресурсную базу Украины.
Но похоже, США (и Европа с большей неохотой) готовы выложить деньги, чтобы Украина полностью восстановилась как прозападное государство и чтобы ослабить путинскую Россию. Большинство историков считают, что политические выгоды для капитализма после 1945 года от Плана Маршалла были даже более важными, чем прямые экономические. Европа была защищена от коммунизма. Действительно, ЦРУ получило 5% средств Плана Маршалла (около 685 миллионов долларов, разбросанных за шесть лет), которые оно использовало для финансирования секретных операций за рубежом. Через Управление координации политики деньги были направлены на подкуп профсоюзов, антикоммунистических газет, студенческих групп, художников и интеллектуалов.
Анализируя План Маршалла, кейнсианцы, Брэдфорд Делонг и Барри Эйхенгрин, пришли к следующему выводу: «Он не был достаточно большим, чтобы значительно ускорить восстановление за счет финансирования инвестиций, содействовать восстановлению поврежденной инфраструктуры или ослабить узкие места в производстве сырьевых товаров. Однако мы утверждаем, что План Маршалла сыграл важную роль в создании условий для быстрого роста Западной Европы после Второй мировой войны. Условия, связанные с помощью в рамках Плана Маршалла, подтолкнули европейскую политическую экономию в направлении, которое оставило ей после Второй мировой войны «смешанную экономику» с большим количеством «рынка» и меньшим количеством «контроля» в смеси».
Стоимость крнфликта на Украине для Запада
Что касается Украины, то это еще не конец издержек для Запада. США теперь настаивают на том, чтобы Европа порвала с использованием российской нефти и газа. Постепенный отказ от этого даже до конца года обойдется Европе более высокими ценами на энергоносители и снижением предложения. Это отнимет, возможно, еще 0,5% ВВП у европейской экономики, которая уже движется к рецессии. Это неизбежно заставит правительства увеличить свои расходы, как на оружие для выполнения новых обязательств НАТО, так и на «хлеб» по мере роста безработицы.
Опять же, это происходит в то время, когда государственный долг по отношению к ВВП в большинстве экономик находится на самом высоком уровне с момента начала реализации Плана Маршалла. По данным МВФ, мировой государственный долг к ВВП составляет 97%, что на 20% больше, чем в 2017 году, и, по прогнозам, в 2027 году он будет намного выше, чем в 2019 году до пандемии COVID. В развитых капиталистических странах государственный долг по отношению к ВВП в 2020 году составлял более 120%, а валовой долг США — 134%. Если учесть долг частного сектора, то в 2021 году мировой долг достиг 290% ВВП, что на 40% больше, чем в 2001 году. А прогноз МВФ на 2027 год не учитывает План Маршалла для Украины и наращивание НАТО.

Общая нефинансовая задолженность по отношению к ВВП
Трудящимся на Западе предстоит большая цена за спасение Украины от российского господства и открытие страны для западных транснациональных компаний. Но стратегам капитала кажется, что это цена, которую стоит заплатить трудящимся Европы и США, и что в течение оставшейся части этого десятилетия им придется столкнуться с большими издержками в отношениях с Китаем.
Репарации приведут к эскалации отношений с такими странами, как Китай
Конечно, бремя финансирования Украины может быть уменьшено, если западные державы прикажут конфисковать российские валютные резервы, хранящиеся за рубежом, в качестве репараций для Украины – это может стоить около 400 миллиардов долларов. Но тогда это был бы еще один шаг вверх по лестнице к прямой конфронтации с сопротивляющимися державами, такими как Китай. Неудивительно, что на этой неделе китайские лидеры обсуждали, как защитить свои валютные резервы в размере $ 3 трлн от захвата западными державами.

Где хранятся резервы российского Центрального банка