Состоялось собрание рабочих Коломзавода

СОСТОЯЛОСЬ СОБРАНИЕ РАБОЧИХ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА

15 марта на Коломенском заводе прошло два интересных собрания. Утром собирались председатели цеховых комитетов профсоюза, а в 16.00, после смены, в том же профсоюзном зале прошла встреча рабочих с профсоюзным активом и приглашёнными гостями. На обоих собраниях присутствовал депутат Мосгордумы от КПРФ Е. В. Ступин. На собрание с рабочими подъехала так же председатель областной профсоюзной организации М. М. Буртасова. И, естественно, были представители РРП, на которых здесь держится значительная часть оргработы.

Партийные активисты, правда, не фигурировали под открытым знаменем и были представлены как «помощники депутата Ступина». Этот момент стоит особо пояснить: дирекция Коломенского завода, боясь активности собственных рабочих и их профсоюза, в своих попытках дискредитировать профсоюз дошла до абсурда, распуская сплетни, будто бы профком «нанял политических радикалов», будто бы РРП существует на профсоюзные взносы и является дочерней структурой профкома. Естественно, это вздор. РРП существует больше 30-ти лет и является самостоятельной политической партией. Задолго до того, как действующий профком Коломзавода начал заниматься профсоюзной работой, РРП вела свою работу на множестве предприятий, в том числе и на Коломзаводе. Партия никак не зависит не только от данного профкома, но и от профсоюзов вообще, и не ставит перед собой целей работы именно с профсоюзами. Просто партия, ведя агитацию на Коломенском заводе, обнаружила там дееспособный профсоюз, работа которого полностью отвечает интересам работников (что в наше время бывает не очень часто). Партактив познакомился с профсоюзом и решил оказать ему помощь. Однако ряд профсоюзных организаторов, не очень хорошо разбираясь в современной российской политике, поддались на провокацию дирекции и начали упрекать профсоюзное руководство в «использовании политтехнологий». И таким товарищам мы хотим решительно сказать: не повторяйте сплетни. Предположение, что заводской профком связан с РРП как-то более, нежели просто совместной борьбой за права рабочих, так же нелепо, как если бы кто-то предположил, что заводской профком «нанял» КПРФ. Тем не менее, чтобы не обсуждать на собраниях подобные глупости и сосредоточиться исключительно на деле, актив РРП совместно с профкомом принял решение не заострять внимание на партийной принадлежности присутствующих. А «помощниками депутата Ступина» активисты также являются по факту уже нашей совместной работы с Евгением Ступиным и КПРФ.

Оба собрания на самом деле не сильно отличались друг от друга. Что председатели цеховых комитетов, что рабочие поднимали одни и те же наболевшие вопросы: об индексации заработной платы, которую дирекция отказывается проводить под надуманными и нелепыми предлогами, о неправомерном депремировании работников.

История с депремированием крайне показательна. Из-за сбоев в поставках и иных проблем дирекция периодически не может обеспечить цеха работой, из-за чего, естественно, не выполняется полностью план в ряде цехов, и дирекция депремирует рабочих «за невыполнение плана», отрезая от их премии произвольно названные ей проценты. Так, в цехе, где план был выполнен на 98%, рабочих депремировали на 12%, а кого-то даже на 20%, а дирекция, разумеется, не объясняет, на основании чего принимает такие решения. Понятно, что надо бороться и оспаривать депремирование. И профсоюз готов это делать, равно как Евгений Ступин готов поддержать профсоюз депутатскими запросами в прокуратуру, в инспекцию труда и так далее. Но для этого нужны заявления от самих рабочих. Эти заявления были получены после второго собрания.

Такого же рода борьба ведётся и за индексацию. Профсоюз уже почти добился проверки со стороны трудинспекции, как 10 февраля вышло постановление Правительства РФ, запрещающее любые внеплановые проверки работодателей. Вот она – обещанная правительством соцподдержка в действии! Сразу видно, кого на самом деле хотят поддержать. Теперь профсоюз может рассчитывать лишь на визит трудинспекторов на завод и на их разговор с дирекцией. Правда, говорить с дирекцией здесь довольно бесполезно. Однако борьба за индексацию будет продолжена, депутатские запросы Ступина заставят прокуратуру обратить внимание на ситуацию, да и суды никто пока не отменял.

Директор Коломзавода Мочалин заслуживает отдельного рассказа. За несколько месяцев c момента вступления в должность он не соизволил даже лично познакомиться с председателем профкома И. Л. Карташовым, несмотря на настойчивое желание того обсудить все проблемы за столом переговоров. Более того, директор в ряде неформальных разговоров обещал «раскатать в бетон» профсоюз. Он даже создал свой, принадлежащий дирекции, профсоюз, и стал методами обмана и угроз загонять туда рабочих. Всё ради того, чтобы не перезаключать коллективный договор и лишить рабочих социального обеспечения, которого и так почти нет в текущем колдоговоре – всё выведено в дополнительные соглашения. Директор вызывает полицию всякий раз, когда около проходной распространяются агитационные бюллетени. Даже простое приглашение рабочих на собрание стало поводом для вызова полиции, которая абсолютно бессмысленно торчала перед входом в профсоюзное помещение почти все время собрания. По слухам, директор даже нанял личную охрану и всем рассказывает, что его «хотят убить». Дирекция сама объявила войну и сама на ней воюет.

Кроме злободневных тем индексации и депремирования, на собраниях поднимались и другие вопросы. Так, несмотря на изначальное решение не обсуждать с предцехкомами политику, сами участники собрания подняли вопрос о росте цен, ажитированном спросе на продукты питания и искусственном дефиците последних на прилавках, при том, что, по слухам, склады многих магазинов переполнены. Участники собрания просили депутата Ступина разобраться с «саботажем и диверсией» торговых сетей и с растущими ценами, однако было разъяснено, что Евгений – депутат московской городской думы, а не ГД РФ, и поэтому не имеет достаточно влияния на таком уровне. То, что он – депутат от КПРФ, а парламентское большинство на всех уровнях принадлежит «Единой России», тоже приходилось объяснять. Это – показатель отношения людей к власти и их, увы, не очень компетентного понимания процессов, происходящих в обществе. Но более детально разобрать вопрос современного ценообразования не получилось – было много других тем, более приближенных к жизни завода.

А на собрании с рабочими вся дискуссия вращалась исключительно вокруг заводских проблем, но главной мыслю было то, что профсоюз – не правозащитная контора для решения проблем рабочих, но инструмент самоорганизации. С лозунгом «Профсоюз – это вы» выступали и гости из областной профорганизации, и Ступин, и активисты РРП. Рассказывая рабочим о проделанной профсоюзом работе, председатель профкома Илья Карташов говорил «мы»: «мы» послали запрос или еще что-то. Но он же говорил, что деятельность профсоюза должна строиться на огласке проблем предприятия самими рабочими, а не угадывании их профкомом, однако некоторые рабочие до сих пор полагают, что к ним это «мы» не относится, что есть они и профсоюз для них, однако это совершенно неправильно. «Профсоюз должен выходить и защищать рабочих», – сказал один рабочий. И ему предложили выйти и протестовать прямо сейчас, тем составом, что есть в зале. Но в зале не было и пятисот человек, не было даже сотни. И что с этим делать? Идти и, рассказав всё своим коллегам, привести их в профсоюз! «Профсоюз должен заслужить доверие», – сказал другой рабочий. Нет, если профсоюз – организация самих работников, глупо ставить вопрос о доверии самим себе. Понимание профсоюза как организации «извне» – не только частная проблема Коломзавода, но и глобальная проблема современного рабочего движения, одна из причин его малой дееспособности. Удалось ли нам на собрании донести эту мысль до присутствующих, покажет время, но скорее всего удалось, раз они написали в профком и депутату Ступину заявления с просьбой разобраться с депремированием. Донесут ли рабочие эти мысль до своих коллег – увидим только на практике.