Редакционная статья марксистской группы Левые Горизонты о падении уровня жизни и важности профсоюзной и политической борьбы рабочего класса за свои права.
Всегда отстающий от реалий жизни рабочего класса Британии Банк Англии заявил, что рост инфляции к концу года составит 13 процентов. Это неверно по двум причинам: аналитический центр фонда Resolution Foundation заявляет 15% инфляции к концу года, а также учитывается скачок стоимости продуктов питания, энергии, транспорта и жилья, которые составляют основную часть недельных трат большинства семей. Напрашивается вывод, что инфляция уже составляет не менее 15 процентов.
Банк Англии теперь признал, что Британии грозит затяжная рецессия и «самое сильное снижение уровня жизни за последние 60 лет», но как показатель того, кто не пострадает от этого прогноза, индекс акций FTSE100 растёт. (Этот индекс отражает деловое состояние 100 самых влиятельных британских компаний — ред.)
Банк Англии поднял базовую ставку на 0,5 процента. Это может показаться мелочью, но на самом деле это означает, что с декабря прошлого года ставки выросли на 1,5 процента и с учётом стоимости жилья это повышение означает дополнительные 90 фунтов стерлингов в месяц для среднего ипотечного заёмщика.
Даже принимая во внимание скудную «поддержку», предлагаемую правительством в вопросах энергетики, прогнозы Банка Англии показывают, что реальные доходы населения после уплаты налогов упадут в этом и следующем году, это станет самым большим падением с 1960-х. Как заметил конгресс профсоюзов, ожидаемое падение уровня жизни в Британии является худшим в Европе.
Правительство консерваторов и Банк Англии последовательно недооценивают давление на уровень жизни. Это происходит не из-за специальной военной операции на Украине, а из-за экономической системы, которая сфальсифицирована в интересах капитала, для богатых и сверхбогатых. Все гигантские нефтяные компании объявили об огромных и, в некоторых случаях, рекордных прибылях, предоставив акционерам миллиарды в виде дивидендов и выкупа акций.
Крупные компании не могут пройти мимо снижения цен на нефть
Тем временем выяснилось, что, хотя крупные нефтяные корпорации закупали оптом бензин на мировых рынках по теперь уже сниженной цене, действовавшей три месяца назад, лишь часть падения мировых рыночных цен перешла на плечи рабочих, вынужденных полагаться на силу своих собственных автомобилей и микроавтобусов для работы. Цена в 60 фунтов за полный бак бензина могла бы снизится, если бы топливные гиганты этого захотели.
Даже Рэйчел Ривз, теневой канцлер лейбористской партии, назвала прибыль нефтяных гигантов «сногсшибательной» и раскритиковала правительство консерваторов за предоставление «значительных налоговых льгот» этим компаниям.
Жалкая льгота правительства в размере 400 фунтов стерлингов на оплату энергии — это капля в море, но некоторые даже этого не получат.
Сопоставляя один скандал с другим, благотворительная организация «Советы граждан» предупреждает, что многие частные арендаторы обнаружат, что их льготы переходят к их арендодателям, и они могут не увидеть ни пенни из них, несмотря на оплату значительно возросших счетов.
В октябре потолок цен на энергоносители снова повысится и, по оценкам, вырастет до 3 600 фунтов стерлингов в год (или более) для среднего домохозяйства. Британское Управление по рынкам газа и электроэнергии, так называемый энергетический «регулятор», объявило, что корректировка ценового предела будет производиться каждые три месяца, а не каждые шесть месяцев.
Говоря о спекуляции нефтяных компаний, Шарон Грэм, генеральный секретарь Unite (профсоюзного объединения — ред.), заявила, что «британская экономика не работает на рабочих и их семьи. Настоящий кризис в Британии — это не рост цен, а эпидемия безудержной спекуляции».
Она абсолютно права, но поэтому ей нужно убедиться, что ее профсоюз не откажется от политической роли, каким бы бедным ни было нынешнее профсоюзное руководство.
Тори между жабой и гадюкой
Отправной точкой для защиты стандартов жизни рабочих является сильная профсоюзная организация на рабочем месте, боевой профсоюз, вроде Unite, может быть одним из тех объединений, которые задают тон в этом отношении. Но действия профсоюзов должны быть дополнены политическими действиями, чтобы помочь закрепить достижения, достигнутые на рабочем месте, и, в конечном итоге, бороться за общество, которое работает «для большинства, а не для меньшинства».
Учитывая безжалостное снижение уровня жизни, неудивительно, что рабочие во многих отраслях промышленности и во многих компаниях начинают борьбу за достойную заработную плату, по крайней мере, чтобы была возможность соответствовать росту цен.
Помимо крупных общенациональных забастовок в заголовках статей, самые последние стачки за последние день или два были по крайней мере на двух складах Amazon, в Ругели, недалеко от Бирмингема, и в Тилбери, к востоку от Лондона.
Примечательно, что состязание консерваторов за лидерство между жабой и гадюкой вообще не делало акцента на снижении уровня жизни массы населения. Как будто этот соревнование проводится в какой-то странной звёздной долине, населенной только престарелыми консервативными членами партии, в регионе, совершенно неизвестном подавляющему большинству населения.
При этом еще большим позором является то, что лейбористское руководство не заявило ясно и недвусмысленно, что «люди рабочего класса не должны страдать от снижения уровня жизни». Настойчиво отказываясь поддерживать рабочих, которые бастуют, чтобы сохранить свой уровень жизни, Кир Стармер фактически принимает позицию управляющего Банка Англии и партии консерваторов, согласно которой снижение уровня жизни так или иначе необходимо.
Депутаты и советники от лейбористской партии должны защищать уровень жизни трудящихся
Ответственность каждого депутата от лейбористов — ключ к разгадке в названии — защищать уровень жизни рабочего класса от нападок мошеннической системы. Если система не может позволить себе поддерживать уровень жизни, несмотря на то, что Британия является пятой самой богатой страной на планете, тогда систему необходимо изменить.
Даже на местном уровне любые достойные советники по вопросам труда должны требовать, чтобы советы мобилизовали денежные резервы для поддержки семей, находящихся в бедственном положении, которых становится все больше и больше. Лейбористские депутаты должны требовать таких мер, как замораживание или снижение арендной платы муниципалитета, замораживание стоимости досуга и других объектов и введение бесплатного школьного питания для всех школьников. Эти вещи возможны, и депутаты-лейбористы должны требовать их.
Мы живем в необычайное время, и уютному конформизму бума шестидесятых и семидесятых больше нет места в политике. Мы сталкиваемся с борьбой не на жизнь, а на смерть между двумя диаметрально противоположными представлениями о том, как следует управлять обществом.
Должны ли мы продолжать, как сейчас, так называемую «свободную» рыночную экономику, созданную для обогащения и без того богатых за счет подавляющего большинства? Или у нас должно быть общество, в котором богатство, ресурсы и технологии находятся в общественной собственности, управляются демократическим путем и распределяются в интересах всех?
Ответ на этот вопрос будет определяться соотношением классовых сил в ближайшие годы и степенью осознания рабочим движением своей исторической роли и цели. Но для любого социалиста или рабочего представителя сегодня отправной точкой должна быть идейность и решимость защищать условия жизни.