Закончилась конференция Лейбористской партии в Ливерпуле, предлагаем читателям отчет об этом событии от «Левых Горизонтов». Не смотря на рост классовой борьбы снизу, укрепилось правое крыло партии. Но сила правых — это сила временной интриги, подделки под левую риторику, вихрь событий откинет гнилую бюрократию рабочих организаций и откроет этап подлинно революционной политики.
Важно, чтобы социалисты, активисты Лейбористской партии и профсоюзов трезво и взвешенно оценили прошедшую на прошлой неделе конференцию Лейбористской партии. Пока в реальном мире бушевали экономические бури, в конференц-центре Ливерпуля очертания будущего лейбористского правительства стали более четкими. Учитывая экономические последствия мини-бюджета “Камикваси”(так называют автора проекта бюджета Тори, Кваси Квартенга — ред.), всеобщие выборы вполне могут состояться намного раньше 2024 года.
Эта конференция отличалась от прошлогодней тем, что она прочно закрепила правое крыло у власти. В первые два дня правым крылом партии были внесены конституционные поправки(в устав партии —ред.) и правые кандидаты выиграли выборы на различные должности, включая НКК(Национальный Конституционный комитет — орган занимается вопросами конституции, это важно в связи с тем, что проводилось расследование комиссией Форда по обвинениям в антисемитизме руководства партии — ред.). Поправка слева, направленная на то, чтобы дать Джереми Корбину возможность вернуться в партию, потерпела поражение. Группа правых, неправильно названная «Лейбористы к победе», была в полном восторге, поскольку левые были буквально оттеснены на второй план.
На выставке конференции было зафиксировано самое большое количество представителей бизнеса с 2010 года. По данным Financial Times, “только во вторник вечером на одном деловом приеме присутствовало 600 человек…Лейбористы заявили, что собрали более 200 000 фунтов стерлингов от корпоративных спонсорских соглашений на конференции ”. Профсоюз CWU (работников почты — ред.), возможно, и присутствовал на выставке, но так же, как и компания, пытающаяся уничтожить его, Royal Mail, а также банки, правые газеты и даже Sky и GB News.
Бюрократия, маневрирование и грязные трюки
Долгое время правые активно организовывались, чтобы задушить левых. Тысячи левых были исключены, и чем более заметен человек, тем больше вероятность, что они будут подвергнуты ‘расследованию’, как Наоми Уимборн-Идрисси, только что избранная в NEC (Исполком — ред.). Многие CLP (районные организации — ред.) приостановили свою деятельность вместе со счетами, несмотря на дыры в партийных финансах, правые вне себя от радости, что двести тысяч членов, в основном левых, ушли.
Даже большему числу, чем в прошлом году, должным образом избранным делегатам от CLP на конференции было отказано в полномочиях по надуманным основаниям. Некоторые даже не получили железнодорожные билеты, за которые они заплатили партии.
Поэтому неудивительно, что на самой конференции правые были в большинстве, даже в секции CLP. К запланированному во вторник выступлению Кира Стармера во второй половине дня правое крыло уже выиграло конференцию. Чтобы получить воодушевляющий прием, как сказал автор очерка The Guardian, Стармеру нужно было только появиться и не упасть.

Развязанные заявления правых во время конференции
Стармеру и его сторонникам из правого крыла потребовалось два с половиной года, чтобы добиться успеха, но он сменил руководство и даже в некоторой степени саму партию на «Новую лейбористскую 2.0». Это было так, как мы и ожидали, даже во время конкурса на лидерство, хотя было несколько хороших членов партии, которые проглотили его идею об ‘объединении’ партии. С момента своего избрания он отказался от своих 10 обещаний и собрал свой теневой кабинет из старой гвардии правых.
В прошлом году мы отмечали, что трибуна делегатов на конференции LP отражала реальный жизненный опыт рабочего класса: низкую заработную плату, плохое жилье, переутомление в государственном секторе, отсутствие гарантий занятости и все различные элементы нестабильности повседневной жизни. Это все еще имело место в этом году, но в гораздо более ограниченной степени. По мере того, как конференция продолжалась, на трибуне все больше доминировали члены совета, потенциальные кандидаты в депутаты, комиссары полиции и криминалистики и другие известные люди. Председатель выбирал ораторов из списка, а не случайным образом из основного состава конференции.
В отличие от предыдущих лет, права палестинцев были отодвинуты на второй план
Хотя разделы некоторых резолюций, которые часто принимались подавляющим большинством после поднятия рук, отражали аналогичные требования предыдущих лет, в частности, 15 фунтов стерлингов в час минимальной заработной платы в стране, ренационализация Королевской почты и железных дорог, финансирование контрактов в государственном секторе и другие, они выделялись меньше и были более ограниченными.
В прошлом году была принята резолюция, в которой содержалась критика государства Израиль, использовалось слово на “А” («апартеид») и призыв к поддержке санкций против Израиля. Он был принят подавляющим большинством голосов, поднятием рук. В этом году поддержка Палестины была ограничена ссылкой на прошлые решения, где голосование было близко к поднятию рук (некоторые говорили, что оно прошло), и когда было назначено карточное голосование, председатель отказался его проводить.

На этого молодого делегата, который выступал против НАТО, практически кричали, и впоследствии он был исключен
Резолюция по Украине, предложенная GMB (крупный профсоюз — ред.), выражая некоторые настроения, которые поддержали бы рабочие, в целом была сформулирована на языке полной поддержки НАТО, которую социалисты не поддержали бы. Без сомнения, с намеком на членов GMB, занятых в оборонной промышленности, в нем даже содержался призыв к “увеличению финансирования оборонного производства Великобритании”. Молодой делегат, который попытался выступить против этой резолюции, впоследствии был исключен, что является еще одним свидетельством приверженности правого крыла «демократии».
***
Руководство по-прежнему игнорирует призыв к минимальной заработной плате в 15 фунтов стерлингов
Конференция приняла резолюцию с требованием минимальной заработной платы в 15 фунтов в час, но точно такое же требование принималось в прошлом году и руководство партии игнорировало собственное требование. Это может быть ‘мейнстримным’ требованием для мужчин и женщин на улице, но не для руководства Лейбористов.
Примечательно, что приверженность руководства политике зеленых была в контексте нескольких предложений CLP по новому зеленому курсу, которые были сняты с повестки дня (“сфальсифицированы”, как выразился один недовольный делегат), чтобы не слишком расширять обязательства. И мы также не сможем забыть флаг Великобритании на фоне, дань уважения королеве и национальный гимн.
Какие были предложены стратегии и что подразумевают эти обязательства? Кир Стармер, Рэйчел Ривз и другие теневые министры в разное время объявляли о множестве обязательств, и все они были очень популярны на конференции, как и среди избирателей. Это были национализация железнодорожной системы, государственная энергетическая компания, Фонд национального здравоохранения, инвестиции в зеленые технологии и отрасли, экономика с нулевым выбросом углерода к 2030 году, «инсорсинговые» контракты обратно в государственный сектор, бесплатные завтраки для всех детей младшего возраста и многое другое.
Great British Energy не будет поставщиком
Но только из-за давления членов профсоюзов эта политика вообще была принята. Хотя и в ослабленной и искаженной форме, делегации профсоюзов, даже в правых профсоюзах, отражали ужасное давление повседневной жизни на их членов. Следовательно, экономический шторм, бушующий за пределами конференции, неизбежно окажет некоторое влияние даже на руководство лейбористов.

Представитель лейбористской партии Джонатан Рейнольдс на следующий день после конференции дал понять, что Great British Energy НЕ будет поставщиком энергии
Конференция подбодрила лидеров, только объявив о популярных реформах. В прошлом правому крылу лейбористов было бы неудобно даже говорить о “классе”, но в Ливерпуле каждый теневой министр, начиная со Стармера, пересыпал свои речи ссылками на “рабочий класс”. В сложившихся обстоятельствах по-другому и быть не могло. Руководству пришлось ‘вести переговоры’ и, как минимум, попытаться представить политику реформирования на своих собственных условиях. То, что говорится на конференции, и то, что изложено в следующем манифесте всеобщих выборов, может быть двумя совершенно разными вещами.
Мы должны дать понять, что ни один социалист не должен выступать против реформ. Все еще существует много неясностей относительно того, как могут работать некоторые политики: Фонд национального благосостояния, государственная энергетическая компания и как будет развиваться государственная железнодорожная система.
Возьмем один конкретный пример: делегаты конференции думали, что энергия Великобритании будет конкурировать с энергетическими гигантами. Это было впечатление, которое руководство хотело произвести. Но представитель лейбористов Джонатан Рейнольдс на следующий день после конференции дал понять Utility Week, что BGE “будет не поставщиком”, а ‘менеджером’ инвестиций. Это будет лейбористское правительство, способствующее прибылям энергетических гигантов.
Лейбористы выглядят победителями на следующих всеобщих выборах
Это правда, что некоторые из обещанных реформ были бы очень желанными и потенциально могли бы изменить жизнь людей рабочего класса. Именно обещание реформ – обязательства улучшить жизнь и условия труда людей рабочего класса – вероятно, приведут к победе лейбористов на следующих всеобщих выборах. Это и тяжелая ситуация, с которой сталкиваются избиратели из-за политики Тори.
Но есть две проблемы с обещаниями, данными Стармером и его теневыми министрами. Во-первых, их и близко недостаточно. Домохозяйства рабочего класса сталкиваются с самым серьезным вызовом их стабильности и безопасности, чем когда-либо со времен Второй мировой войны. Меры, которые обходят границы, как это делают многие, существенно не улучшат положение работников или даже не стабилизируют их жизнь.
Вторая проблема более фундаментальна. В основе всех хороших обещаний, данных руководством, лежит всеобъемлющая идея, в основном озвученная Рейчел Ривз и Киром Стармером, о том, что лейбористы теперь являются партией “финансовой ответственности”. Каждая реформа и политика будут оценены до ее реализации. Исторически сложилось так, что канцлеры-консерваторы швырялись деньгами (в основном в своих друзей), а канцлеры-лейбористы, такие как Гордон Браун, держали кошелек в напряжении.
Если и когда лейбористы вернутся к власти, это будет правительство кризиса с самого начала. Правые могут думать, что сейчас 1997 год, но это не так, политически, социально и, прежде всего, экономически. Экономическое положение британского капитализма намного хуже, чем было тогда, и это повлияет на любое новое правительство.
Лейбористы унаследуют вихрь экономических проблем, и с самого начала на них будет оказываться огромное давление, требующее значительного сокращения государственных услуг и уровня жизни в целом, именно для того, чтобы продемонстрировать свою “финансовую ответственность”.
Кир Стармер в мгновение ока отказался от своих 10 обещаний. Под постоянным давлением Банка Англии, финансовых рынков, средств массовой информации и объединенной когорты высокопоставленных государственных служащих государственного департамента Кир Стармер так же легко откажется от большинства, если не от всех, своих политических обещаний.
Когда заговорит крупный бизнес, Стармер будет слушать
В конечном счете, именно экономика определяет политику. Новое лейбористское правительство не увидит, чтобы Стармер диктовал капитализму; это капитализм в кризисе будет диктовать Стармеру. И в лице нового премьер-министра и его канцлера Рейчел Ривз капитализм найдет уши, более чем готовые слушать. Несколько символических реформ здесь и там будут компенсированы экономической и социальной политикой, столь же плохой, как любая, проводимая Кэмероном, Мэй, Джонсоном или Трасс.

Когда крупный бизнес говорит с лейбористским правительством, министры будут слушать … и подчиняться
Означает ли это, что для нас с Лейбористской партией покончено? Далеко не так. Мы не должны выносить суждения, подобно леворадикалам, которые видят только верхушку партии. Они похожи на человека, который смотрит вверх, когда происходит землетрясение, когда земля движется у него под ногами.
Все успехи правых в последние годы, включая избрание Стармера в 2020 году, были основаны на обещании перемен к лучшему. Трудность, как мы уже отмечали, заключается в том, что, когда дело дойдет до драки, правому крылу нечего будет предложить, кроме слов.
Лейбористское кризисное правительство, вынужденное банкирами и прессой проводить контрреформы, вызовет беспрецедентную волну гнева внутри партии и профсоюзов. Левые были на периферии этой конференции в буквальном смысле. Три очень крупных левых события были доказательством этого. Митинги, организованные «С нас хватит!», «Трибьюн» и предвыборной группой депутатов парламента, были полны энтузиазма и хорошо посещались.
То, что у нас все еще есть на данный момент, — это значительная и жизнеспособная, хотя и несколько укрощенная, левая. Несмотря на надежды ультралевых, в ближайшее время нет перспективы создания новой ‘левой партии’ вне Лейбористской партии. В буре событий, последовавших за избранием лейбористского правительства, будет оказано ожесточенное сопротивление неизбежному отступлению от обещаний и политических обязательств, данных на конференции на прошлой неделе. И это сопротивление будет проявляться внутри партии и профсоюзов.
Чем больше правительство Стармера / Ривза уступает требованиям рынка и банков, тем громче будут вопли ярости со стороны простых лейбористов и членов профсоюзов. Борьба за социалистические идеи внутри Лейбористской партии на данный момент фактически приостановлена. Будет сложно, хотя и не невозможно воссоздать лейбористских левых. Ключом к возрождению социалистических идей в партии является профсоюзное движение, которое подавляющим большинством голосов проголосовало за правых при каждом голосовании. Профсоюзом, который издавал самые резкие звуки на конференции, был CWU. Крупнейший филиал лейбористов, Unite, был относительно спокойным.
Лидерство Unite сыграло гораздо меньшую роль
Хотя Unite добилась впечатляющих успехов в борьбе за своих членов на промышленном фронте, мы должны сказать, что фактический отказ Шарон Грэм от борьбы внутри Лейбористской партии является позором. Мы ожидали, что три крупных правых профсоюза, UNISON, USDAW и GMB, позаботятся о том, чтобы лодка не раскачивалась на конференции. Они ведут двойную игру, говоря одно своим членам, а другое — Киру Стармеру. Но мы были вправе ожидать большего от Unite, и после отставки Лена Маккласки присутствие этого профсоюза на конференции сократилось.
Активистам всех аффилированных профсоюзов, больших и малых, нужно бороться так же упорно, как они когда-либо боролись за политику и представительство (в NEC лейбористов и региональных советах) в интересах людей рабочего класса.
Правое крыло может этого не знать, но история не на их стороне. Человечество охвачено растущим кризисом, связанным с катастрофой изменения климата, экономическими кризисами и геополитическими опасностями, которые как никогда ранее повышают вероятность войны, включая ядерную войну. Социализм — это идея, время которой пришло.
Конференция лейбористской партии, в более широком смысле, — это проходящий момент, не более чем историческая сноска. Мы должны оценивать это трезво и честно, но никогда не упускать из виду более широкую перспективу при оценке его значимости.
Источник: https://www.left-horizons.com/2022/09/29/editorial-a-balance-sheet-of-labour-party-conference/