Обзор ключевых забастовок и трудовых конфликтов в Британии от марксисткой группы «Левые горизонты». Страна стоит перед угрозой национальной забастовки, уже работу бросили железнодорожники из профсоюза RMT. Подъём рабочего движения готовит масштабные изменения в Лейбористской партии, временно верх в которой взяли правые, а вслед за этим и революционные потрясения целой нации.
В настоящее время в организованном рабочем движении дует не столько «ветер перемен», сколько ревущий ураган. Столкнувшись с сильнейшим падением уровня жизни за последние несколько поколений и самым бестолковым и коррумпированным правительством современности, миллионы рабочих принимают или собираются принять участие в защите своих средств к существованию.
Социалисты должны оценить все значение этого движения, потому что оно имеет такой масштаб, который будет иметь глубокое значение для политических событий последующих несколько лет.
Железнодорожники были в авангарде, и, как сообщает RMT, более двух третей населения поддерживают их. Профсоюз ссылается на опрос Opinium, который показал, что «70% населения считают, что с железнодорожниками следует договориться о повышении заработной платы с учетом стоимости жизни, в то время, как только 11% выступают против». В то время как тори предлагают новые законы, позволяющие заемным работникам срывать забастовки, тот же опрос показывает, что «59% считают, что железнодорожники имеют право на забастовку, если переговоры не увенчаются успехом…»
Следуя примеру RMT, миллионы других рабочих голосуют или готовятся к голосованию, чтобы объявить забастовку. Следующими выстраиваются в очередь члены CWU (профсоюз работников инфокоммуникаций) из Royal Mail, учителя и медицинские работники. Работники местных органов власти и государственные служащие также не захотят мириться с реальным снижением уровня их жизни и годами принудительного ограничения заработной платы. Между тем, преподаватели университетов и колледжей в UCU все еще вовлечены в самый продолжительный трудовой спор в своей истории.
Угроза забастовки молодых врачей
В частном секторе, особенно там, где лидерство возглавил такой сильный и активный профсоюз, как UNITE, некоторые работники добились повышения заработной платы, которое идет в ногу с инфляцией. Например, на этой неделе в аэропорту Хитроу компания UNITE договорилась о крупной, «меняющей правила игры» сделке по оплате труда некоторых бортпроводников в размере 21%.
Что не менее примечательно, так это забастовка адвокатов на этой неделе из-за низкой платы за оказание юридической помощи. Это знак времени, что адвокаты в шелках и париках должны стоять на пикетах. Затем возникает угроза забастовок со стороны младшего медперсонала. Эти слои (относительно) хорошо оплачиваемых рабочих всегда были далеки, если не сказать враждебны, по отношению к рабочему движению в прошлом. Но сегодня они явно следуют примеру контролёров, уборщиков и персонала станций в RMT, и впервые они напрямую присоединились к организованному рабочему движению.
На состоявшейся на этой неделе конференции Британской медицинской ассоциации делегаты с трибуны высоко оценили позицию других профсоюзных активистов в защите своих прав. «Некоторым может показаться, что требование о восстановлении заработной платы более чем на 30% слишком велико, они могут счесть это возмутительным», — заявил на конференции один из делегатов. «Но я скажу вам, что возмутительно… возмутительно, что наша зарплата сократилась на 30%. Это возмутительно, что врачи сегодня не могут позволить себе ипотеку и откладывают создание семьи из-за упавших зарплат».
«В прошлом месяце, — продолжила она, — мусорщики в Манчестере добились повышения зарплаты на 22%. Две недели спустя работники аэропорта Гатвик добились повышения заработной платы на 21%. А в марте уборщицы и носильщики в больнице Кройдона добились повышения заработной платы на 24%», отметив, что самую важную роль сыграла способность этих работников «коллективно вести переговоры и коллективно распоряжаться своей рабочей силой». (Гардиан, 28 июня)
Массовый сдвиг в сознании
Растущая решимость рабочих отстаивать свой уровень жизни будет иметь огромное значение для будущего. Хотя мы никогда не должны недооценивать важность руководства борющимися рабочими, на данном этапе развития организованного рабочего класса массовый сдвиг в сознании рядовых рабочих является решающим фактором.
Происходит сокрушительное опровержение всех тех слабонервных и скептиков, которые утверждали, что рабочее движение после тэтчеризма убито. На самом деле, хотя такая «тяжелая артиллерия», как шахтеры, больше не являются мощной силой, социальный вес рабочего класса никогда не был так высок в промышленности, на транспорте, в коммунальном хозяйстве и во всех сферах общественного обслуживания.
Этот опрос Opinium, показывающий отрицательный рейтинг одобрения Кира Стармера (лидер Лейбористской партии, представитель её правого крыла — ред.) — опрос примерно во время дополнительных выборов на прошлой неделе — показывает, что лидер лейбористов в значительной степени не имеет отношения к процессам, происходящим в рабочем движении.

Этот опрос Opinium, показывающий отрицательный рейтинг одобрения Кейра Стармера – опрос во время дополнительных выборов на прошлой неделе — показывает, что лидер лейбористов в значительной степени не имеет отношения к процессам, происходящим в широких слоях рабочего класса
Хотя численность профсоюзного движения не так велика, как была раньше, она быстро растет по мере того, как традиционные профсоюзы и новые профсоюзы вторгаются в гиг-экономику (сектора хозяйства, использующие самозанятость, сдельную плату, наем временных рабочих через приложения для работы — ред.), общественное питание, уборку и другие ранее неорганизованные сектора.
Этот прилив уверенности и решимости к борьбе примечателен, и, хотя на данном этапе растущая воинственность отражается только в экономической борьбе, на более позднем этапе боевитость рабочего класса перейдет в политическую плоскость.
Что так и не поняли правые лидеры рабочих организаций
Чего никогда не понимали правые лидеры некоторых профсоюзов и тем более правые лидеры Лейбористской партии — того, что они не могут противостоять течению истории и экономического развития. Даже некоторые левые, покинувшие Лейбористскую партию из-за неконституционных и организационных маневров правого крыла, не смогли понять, что на самом деле представляет собой сдвиг в рядах рабочего движения.
Это непрерывный процесс, который начался еще до того, как Джереми Корбин стал лидером, продолжающийся и сегодня. Движение, сформировавшееся вокруг Корбина с 2015 по 2019 год, было не разовым событием, процессом «раз в жизни», а всего лишь первым движением политического гиганта, пробуждающегося ото сна. Именно внешняя форма этого движения — вокруг самого Корбина — была исторической случайностью, но не сам процесс. Старый крот революции уже продолжительное время зарывается, и периодически, как мы видим в настоящее время, следы его туннелей становятся слишком заметными.
Несмотря на всю решимость Стармера «держать фронт» против забастовок, настаивая на том, чтобы депутаты не появлялись на линиях пикетов RMT, подавляющее большинство лейбористов и членов профсоюзов поддерживают железнодорожников. Стармер был вынужден прекратить угрожать применить санкции к тем депутатам, которые появились на пикетах.
Экономический императив снижения уровня жизни заставляет миллионы рабочих изменить отношение, чего не предвидели правые, изолированные в парламентском пузыре. Как показали дополнительные выборы в Уэйкфилде, Стармер практически не имеет отношения к сегодняшним политическим процессам, но, несмотря на него, тори будут выглядеть так, будто их выкинут на следующих выборах.
Если и когда это произойдет, на Лейбористскую партию обрушится огромная волна ожиданий, и именно в этот момент Кир Стармеры партии будут затоплены растущей волной радикальных требований. Предстоит пройти долгий путь развития подлинно массового движения за социалистические преобразования, однако уже сегодня есть все основания с оптимизмом смотреть на эту перспективу.
Источник: https://www.left-horizons.com/2022/06/30/editorial-not-a-wind-of-change-but-a-howling-gale/