Лула победил в Бразилии – но впереди серьезные испытания

Победа Лула да Силвы — значительный успех левых в Латинкой Америке. Но вновь избранному президенту придется столкнуться со значительными проблемами. Победа далась лишь с незначительным перевесом голосов, парламент оппозиционен президенту, а решение экономических проблем требует радикальных перемен, на которые реформист, Лула, может и не решиться. Произойдет ли новый левый поворот в Бразилии или нас ждет разочарование. Подробнее читайте в новом материале от левых горизонтов.

В то время как триумф бывшего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы от Рабочей партии (РП) на недавних президентских выборах в Бразилии представляет собой замечательное политическое возвращение, его незначительный перевес в победе имеет последствия для Бразилии и вызывает вопросы у левых.

Лула выиграл то, что многие считали самыми важными выборами в стране за поколение, с расстановкой голосов 50,9% против 49,1% (с перевесом в 2,1 миллиона голосов) после четырех лет правления крайне правого президента Жаира Болсонару, в течение которых Бразилия стала международным изгоем.

Триумф был встречен трудящимися и прогрессивным общественным мнением по всей Латинской Америке и за ее пределами, но также и среди более широких политических кругов, испытавших облегчение от того, что угроза, которую представлял Болсонару для бразильской демократии, была устранена.

Это знаменует собой окончательное восстановление репутации Лулы, подорванной его политически ангажированным тюремным заключением после масштабного расследования о коррупции. Обвинения были в конечном счете сняты после того, как выяснилось, что прокуроры и судьи вступили в сговор с целью помешать Луле баллотироваться на выборах, которые принесли победу Болсонару.

Однако сильное правое движение и враждебный парламент создадут огромные проблемы для администрации РП, поэтому левым важно понять, почему правый популизм добился такого успеха в стране.

«Трамп из тропиков»

На первый взгляд, легко понять, почему Болсонару, правого экстремиста, которого иногда называют «Трампом из тропиков», не удалось остаться на второй срок, учитывая множество ошибок, которые он совершил во время хаотичного президентства.

Его низкие показатели были обусловлены почти 700 000 смертей от Covid из-за политических мер, которые признаются как одни из худших в мире, роста бедности на фоне этого и неправильного управления экономикой, а также отмены политики для остановки обезлесения Амазонки, что подорвало репутацию Бразилии в борьбе с изменением климата.

Не помогли Болсонару и его соратники, а ключевые союзники оказались втянуты в серию скандалов перед выборами.

Однако за восторгом левых скрывается беспокойство по поводу того, что перевес составил менее 2% голосов. К удивлению многих наблюдателей и вопреки прогнозам социологов, Болсонару набрал больше голосов, чем ожидалось, в обоих турах голосования.

Более того, уходящий президент способствовал правому движению, объединяющему консерватизм, национализм и темы культурной войны в американском стиле, которые могут привлечь щедрое финансирование, что делает возвращение вероятным.

Сторонники Болсонару добились значительных успехов на выборах в конгресс, его Либеральная партия сейчас является крупнейшей в обеих палатах, а его союзники получили влиятельные губернаторские посты в трех самых густонаселенных штатах Бразилии.

Лула победил в Бразилии – но впереди серьезные испытания, изображение №2

Экономика

Помимо предсказуемых опросов, согласно которым главными проблемами бразильцев были экономика, здравоохранение, коррупция и высокий уровень насильственных преступлений, на карту было поставлено многое для рабочих людей.

Страна долгое время боролась с ограниченным ростом и высокой инфляцией, и это, вероятно, станет серьезными проблемами для Лулы в 2023 году, поскольку длительная засуха сдерживает агропроизводство.

Временный отскок, вызванный стимулированием, при Болсонару, который цинично использовал государственные расходы, чтобы увеличить свою народную поддержку, возможно, привел к взрыву инфляционной бомбы замедленного действия.

Это означает, что Лула сталкивается с политически трудными решениями о необходимости сбалансировать базовую поддержку бедных слоев населения Бразилии — по оценкам Oxfam, более 33 миллионов бразильцев голодают, а 63 миллиона находятся ниже порога бедности Всемирного банка — с политикой, направленной на борьбу с ростом цен, растущим государственным долгом и ужесточением глобальной экономики.

Последствия катастрофической политики Болсонару в отношении Covid — он опошлил болезнь, призвал бразильцев игнорировать социальное дистанцирование и заявил, что вакцины небезопасны, — также усугубили глубокое неравенство.

Будучи президентом в 2003-2010 годах, Лула руководил экономическим бумом, который вывел десятки миллионов бразильцев из нищеты, а РП с ее профсоюзными корнями была поборником экономической и социальной справедливости.

Он пообещал увеличить прямые денежные переводы, расширить социальное жилье, отменить ограничение государственных расходов и повысить налоги для богатых, но экономическая реальность Бразилии ограничит его возможности для маневра. Победа Лулы породит огромные ожидания со стороны рабочего класса и крестьянского населения, а также со стороны бедных и безземельных, которые будут все чаще требовать проведения политики в своих интересах.

Лула победил в Бразилии – но впереди серьезные испытания, изображение №3

Тем не менее, он также будет находиться под огромным давлением со стороны международных «рынков», чтобы справиться с кризисом в соответствии с их ортодоксальной экономической моделью. Бразильский правящий класс – боссы, крупные землевладельцы и их союзники в законодательном органе – также окажут давление на Лулу, чтобы он справился с кризисом, повысив прибыльность и увеличив свою долю в национальном доходе за счет трудящихся. Если он поддастся такому давлению, он рискует разочаровать базу своей собственной поддержки и привести к деморализации. Это, в свою очередь, могло бы способствовать распространению крайне правых идей.

Угроза демократии

В то время как возвращение Лулы восстанавливает его репутацию после ложных обвинений в коррупции, за которые он был заключен в тюрьму, оно также ставит в тупик попытки правых использовать закон для подрыва демократии, широко известные как “lawfare” (законность), которые послужили фоном для восхождения Болсонару.

Например, импичмент в 2016 году преемницы Лулы на посту президента Дилмы Руссефф, тюремное заключение Лулы и запрет на его участие в президентских выборах 2018 года сделали президентство Болсонару неизбежным.

Таким образом, возвращение Лулы на данный момент сдерживает самую серьезную угрозу бразильской демократии со времен периода военных диктатур, закончившегося в 1985 году. Неудивительно, что Болсонару, бывший армейский капитан, с восхищением отзывается о той эпохе, и он регулярно нападал на институты, которые могли бы встать на пути автократического правления, такие как Верховный суд.

Действующий президент правого толка часто повторял манеру своего героя Дональда Трампа, намекая, что он не примет демократический исход, благоприятствующий левым, а союзники выдвигали необоснованные заявления о фальсификации выборов, подкрепленные фальшивыми новостями в социальных сетях.

После победы Лулы Болсонару потратил несколько дней, подстраховывая свои ставки, чтобы посмотреть, как далеко зайдут закоренелые сторонники, протестующие против его поражения. Когда он наконец заговорил, ему не удалось признать поражение или поздравить своего соперника.

Внешняя политика

Победа Лулы также будет иметь значительные последствия для внешней политики, поскольку она отменит изоляционистскую политику Болсонару, которая дистанцировала страну от международных связей.

Единственное, что традиционно объединяло бразильских лидеров любого толка, — это их стремление к международному признанию. При Луле страна будет стремиться восстановить свою роль голоса Глобального Юга и возродить региональное лидерство.

В частности, Лула, вероятно, исправит ущерб, нанесенный Болсонару связям с социалистическими радикальными левыми странами полушария, такими как Венесуэла и Куба, и создаст общее дело с другими, которые недавно избрали левых лидеров, включая Чили и Колумбию.

Амазонка

Наконец, победа Лулы имеет серьезные последствия для судьбы бразильской Амазонки и, следовательно, глобальных усилий по борьбе с изменением климата, и он будет работать над восстановлением подорванного авторитета своей страны как борца за сохранение природы.

Лула победил в Бразилии – но впереди серьезные испытания, изображение №4

Болсонару обратил вспять долгосрочную тенденцию к сокращению обезлесения с помощью политики, которая ослабила правоприменительные меры, сократила расходы на природоохранные агентства и поддержку агробизнеса. В результате только за период с 2019 по 2021 год — первые три года его пребывания на этом посту — исчезло 34 000 квадратных километров лесов, что больше площади Бельгии.

Эта политика соответствовала давней традиции военных режимов 1964-1985 годов, которые рассматривали Амазонку как огромную возможность для экспансии.

Вопросы для левых

Учитывая печальный политический послужной список Болсонару, может быть несколько причин, объясняющих удивительную силу поддержки, которую он получил на этих выборах.

Его сторонники не успокоились, пустив организационные корни в широких слоях общества в рамках широкой коалиции, которая охватывает как огромные внутренние районы Бразилии, так и более развитые городские районы юга и юго-востока.

В то время как столпами этого движения являются фермеры и бизнесмены, Болсонару пользуется значительной поддержкой в службах безопасности и быстро расширяющихся правых христиан-евангелистов.

Социальная база болсонаризма предполагает сильный сдвиг вправо на низовом уровне. Он заманил отчужденных избирателей из рабочего класса, высказываниями против эстеблишмента, и часто грубыми, женоненавистническими, агрессивными и расистскими позициями, которые вызывают образ откровенного человека из народа, противостоящего отстраненной политической элите, а затем закрепил поддержку денежными подачками.

В стране, разделенной по расовому признаку и патриархальным традициям, многие бразильцы были соблазнены культурно консервативными взглядами Болсонару и авторитарными предложениями, предлагающими легких козлов отпущения за многие проблемы, с которыми они сталкиваются.

Сторонники Болсонару

Возрождающееся религиозное правое движение является ключевым компонентом коалиции Болсонару, где религия занимает центральное место, что благоприятствовало правому действующему президенту, учитывая рост числа евангелистов, ненавидящих левых.

Авторитарные призывы Болсонару к правопорядку также нашли отклик в стране, охваченной насильственной преступностью, и, несмотря на отсутствие у него финансовой ортодоксальности, он сохранил племенную поддержку бизнес-лидеров, инстинктивно враждебных левым.

Кампания Лулы

Не обошлось без огрехов и в кампании Лулы: некоторые наблюдатели назвали ее тусклой и лишенной свежих идей.

Бывший рабочий-металлург имеет безупречную репутацию человека из рабочего класса и сохраняет лояльность среди бразильской бедноты, профсоюзных активистов и интеллигенции, но правые добились значительных успехов среди примерно 100 миллионов представителей квалифицированного рабочего класса и низшего среднего класса.

Былые радикальные настроения во время его предвыборной кампании ушли в прошлое, и теперь Лула обещает стабильность, добивается поддержки более консервативного мнения и подчеркивает свою христианскую веру.

Он выбрал Джеральдо Алкмина, бывшего губернатора правоцентристской партии, в качестве своего кандидата в вице-президенты, и характерные темы его прежнего электорального имиджа, такие как гендерное равенство и защита окружающей среды, были менее заметны.

Критики заявили, что кампания Лулы в значительной степени опиралась на ностальгию и что бывший президент поделился немногими подробностями своих точных экономических планов, кроме обещания “перестроить Бразилию” путем восстановления государственных служб, борьбы с инфляцией и оказания помощи бразильцам, сталкивающимся с отсутствием продовольственной безопасности.

Что будет дальше?

Эти факты означают, что, хотя Лула и победил, его настоящая работа только начинается.

Успех консерваторов на выборах в Конгресс затруднит ему проведение радикальной политики и решение множества проблем, завещанных Болсонару, который оставил страну глубоко поляризованной.

Бразильцы по-прежнему глубоко разделены по поводу тюремного заключения Лулы: предварительные опросы показывают, что 44% избирателей по-прежнему считают, что он был заключен в тюрьму по праву, а 40% — что это было несправедливо.

Еще одной проблемой, с которой он столкнется, будет улучшение отношений Бразилии с США, которые, по мнению многих левых, сыграли гнусную роль за кулисами в политических потрясениях, охвативших Бразилию после импичмента Руссефф.

Сам Лула намекнул, что президент Барак Обама пытался политически саботировать его, а Болсонару пользуется значительной поддержкой среди видных ультраправых деятелей в США.

Учитывая прежнюю ключевую роль Лулы в качестве посредника с развивающимися странами, администрация Джо Байдена, вероятно, сделает улучшение связей приоритетом, и администрация ясно дала понять, что в этом случае США не поддержат переворот – на данном этапе.

Таким образом, надежда многих широких кругов левых в Бразилии заключается в том, что, поскольку экстремисты Трампа и Болсонару в обеих странах на данный момент изгнаны, США и Бразилия Байдена смогут сблизиться вокруг общих, так называемых прогрессивных целей. Действительно, может произойти оттаивание отношений между ними и период медового месяца, поскольку Лула пытается хитро балансировать.

Однако в период глубокого международного экономического кризиса правительство Лулы будет разрываться между выполнением ожиданий рабочего класса и тех, кто находится в отчаянной бедности, и удовлетворением требований крупного бизнеса по поддержанию и увеличению их прибыльности. Трудящимся в Бразилии необходимо будет создать и мобилизовать независимую силу своих собственных организаций для защиты своих интересов.