Положение официантов в московском отеле

Публикуем рассказ, где товарищ и член партии говорит о положении у себя на работе, в одном из престижных отелей Москвы.

Характерно, что положение трудящихся при капитализме различается совсем незначительно — и пока одних рабочих доводят до изнеможения работой в цеху или на конвейере, других в «престижных» заведениях заставляют носить тарелки по 15 часов без возможности присесть, просто чтобы угодить сильным мира сего, создав иллюзию эффективности. Кризис и падение прибылей повсюду приводит к росту эксплуатации, росту бесправия и угнетения.

ПОЛОЖЕНИЕ ОФИЦИАНТОВ В МОСКОВСКОМ ОТЕЛЕ

Я бармен-официант. В ресторане при отеле я работаю всего три месяца, но за этот срок я успела познать все прелести и нюансы профессии общепита, не видные при взгляде со стороны.

Устроилась я на график 5/2, так как по субботам должна учиться и стараться получить хоть какое-то высшее образование, при этом сумев себя прокормить. График на самом деле ничего не значит: трудовой договор у всех размытый, четких обязанностей не прописано.

По будням смена начинается в 7 утра, когда стартует завтрак, и должна заканчиваться в 4 вечера, когда прекращается обед. В сумме 9 часов, за которые мне платят 1800 рублей. Однако часто приходится работать по 12, 14 или 15 часов в случае каких-то вечерних мероприятий или банкетов, если другой, вечерний официант с графиком 2/2 не справляется с нагрузкой. Оплаты переработок нет: часы оплачиваются как обычно, один из этих часов убирают якобы в связи с обеденным перерывом, на который мы на самом деле не выходим.

Всю смену мы на ногах, сидеть на работе нам нельзя. Разносить заказы, убирать столики и готовить напитки — далеко не все обязанности бармена-официанта: помимо этого, мы должны полностью накрывать залы для банкетов, принимать заказанный предприятием алкоголь, натирать каждую вилку, нож, ложку и бокал до блеска. После банкета может оставаться до 200 штук приборов и стекла, которые надо натереть.

В выходные, каникулы, в отпуск и праздники людям часто хочется прогуляться, потратить деньги и порадовать себя чем-то необычным — и они идут ко мне. Все мы редко задумываемся о том, что на самом деле в выходные и праздники работают многие люди: это и работники транспорта, и продавцы магазинов, и в том числе общепит.

У официантов нет праздников: это наша работа. В новогоднюю ночь мы можем работать до 24 часов подряд, часто кто-то остается ночевать прямо в отеле, чтобы на следующий день не опоздать на смену, а гость может ждать заказ уже в 6:58 утра. «Еще раз, сучка, опоздаешь — я тебе ноги сломаю», — такие слова я услышала от своего гендиректора, когда не вышла на работу вовремя.

Гости — это тема отдельная. Так как отель у нас 4-звездочный и находится в центре столицы, останавливаются у нас в основном одни и те же люди, как правило, высокого социального статуса: адвокаты, бизнесмены, высшие интеллигенты, депутаты, генерал-майоры и так далее. Отношение у них соответствующее.

Мы, официанты, обязаны исполнять любой их каприз: даже иной раз покупать для них табак на собственные средства, что однажды и случилось с моим коллегой. Мое счастье, что как девушке, мне еще никогда не предлагали оказать кому-то сексуальные услуги.

Чаевых мне почти не оставляют: я обслуживаю в основном завтраки, стоимость которых включена в номерной тариф, и бизнес-ланчи, которые стоят относительно дешево (550 рублей за три блюда и напиток), и которые заказывают люди, не готовые «сорить» деньгами.

Обслуживать необходимо не только гостей и постояльцев, но и начальство: гендиректора, его замов, бухгалтерию, их детей и друзей, а также хозяйку отеля, в то время как низшие сотрудники (повара, мойщица посуды, бармены-официанты, горничные, уборщицы и электрики) вообще не имеют такого права, как получать питание — то есть классовое неравенство и дискриминация налицо. Причем иногда начальству может быть плевать на запары, когда в зале заняты многие места, и мы едва ли успеваем сварить чашку кофе. Они заказывают себе обед, занимают место и ждут, будто бы так и должно быть, причем их заказ нужно вынести первым, забив болт на гостей, которые свои заказы оплачивают в полную сумму и пришли раньше.

То, что может происходить на банкетах и кофе-брейках — это ад во плоти. Несколько раз кофе-брейк заказывали люди, которые обычно на всех мероприятиях с едой тащат ее в сумки, не оставляя ничего другим. Однажды меня чуть не уронили, пока я несла блюдо с макарунс, а другая моя коллега все же выронила тарелку с пирогами: сначала гости набросились на нас, а затем стали ползать по полу, быстро собирая булки в подготовленные пакеты. Кто-то поссорился из-за пирожного..
Мы все кошмарно устаем, а усталость влияет на настроение. С гостями всегда нужно быть обходительным, внимательным, улыбчивым и располагающим к себе — но когда пятый день подряд работаешь по 14 часов, улыбаться уже как-то не хочется. Ты путаешь столики, плохо работаешь с кассой, к концу недели энергии не остается, к тому же ты почти ничего не ешь. Я, слабая девушка, уже не в состоянии вынуть из бутылки пробку или отнести на мойку хотя бы семь тарелок, к середине дня мы уже еле волочим больные ноги. Сотрудников до неприличия мало для такого заведения. Порой приходится заниматься заемным трудом, что незаконно, потому что кто-то из сотрудников заболел: официанты могут намывать посуду, электрики вообще работать грузчиками и курьерами, таких должностей у нас банально нет — однако высшее руководство слишком дорожит прибылью и не пойдет на ее снижение, чтобы хоть как-то облегчить наше существование.
Система постепенно накрывается и сдает позиции: чтобы дальше продавать услуги, отель был вынужден снизить тарифную ставку. Гостей и их требований стало больше, сил у сотрудников меньше, качество обслуживания упало. Но это мало кого волнует. Получая расчетный лист и смотря на цифры, я четко вижу, сколько у меня украли налоги, прибавочную стоимость и несуществующий перерыв — это около 40 тысяч, которые ушли в карман каким-то другим людям, которые приходят в свой отель кайфовать, пока все остальные должны батрачить до потери сознания.

Иногда мне кажется, что я могу свалиться в голодный обморок с посудой в руках прямо при гостях.

Такая вот работа у того, кто «всего лишь» носит тарелочки и разливает кофе.