К вопросу о конфликте…

К вопросу о конфликте…

На фоне общероссийской забастовки курьеров разгорается конфликт внутри левого движения РФ. По одну сторону Революционная Рабочая Партия (РРП) и профсоюз РПРиУ «Российский Союз Курьеров» (РСК) — собственно организованный в процессе забастовки, с другой стороны набор малочисленных левацких групп, таких как «Союз Марксистов» (СМ), Марксистская Тенденция (МТ), Левый Блок (ЛБ) «Новые Красные» (НК) и прочая и прочая, и, конечно, «Профсоюз Курьер» (ПК) — группа левых активистов, именующая себя профсоюзом, но не имеющая даже статуса НКО. Если отслеживать публикации последней пары недель, то мы увидим, что РРП выложила один пост, посвященный разрыву отношений с ПК на основании того, что ПК исключил из своего состава лидера курьерского движения Воронежа Владислава Попова, причем прямо накануне забастовки. В остальном посты РРП и РСК, посвященные теме курьеров, освещают именно саму забастовку и поведение Яндекса (работодателя). Со стороны же перечисленных левацких групп и ПК про забастовку написано немало, что и понятно, ибо они её не организуют, хоть и врут об этом в СМИ. Зато со скоростью бешеного принтера эти левые активисты строчат посты про то, как РРП якобы «слила» забастовку. Ту самую забастовку 20-го декабря, в которой участвовало более 4000 человек, которая получила всероссийский охват, попала в топ ленты новостей, и которая, согласно СМИ, якобы организована ПК.

Позиция ПК зачастую выглядит как биполярное расстройство. Не ищите в этом логику, ибо все эти левые группки не согласуют своё вранье между собой, да и в целом друг друга терпеть не могут. Едины они лишь в своей ненависти к РРП. Ни одна из них, перед выпуском своих одиозных заявлений с угрозами «выписать РРП из левых» не поинтересовалась мнением РРП и не попыталась хоть чуть-чуть разобраться в ситуации.

РРП и РСК долго не отвечали, поскольку организация и ведение забастовки — дело сложное и трудоёмкое, не хотелось тратить время на ничтожные разборки внутри волшебного мирка левого движения. Однако бесконечно игнорировать потоки клеветы нельзя. Настало время рассказать правду о том, что такое ПК, как развивалась борьба курьеров за свои права и как на самом деле началась забастовка.

Предыстория

Надо сказать, что, как и в любом политическом конфликте левых, корнем проблемы здесь являются не личные обиды, склоки, ревность и т.п., но действительные разногласия по тактике. Так, ПК с самого начала был организован группой левых активистов, не имеющих опыта рабочей борьбы, зато имеющих опыт уличного акционизма. Этим и продиктован далее весь их подход к работе.

В 2020 году курьеры в Москве объявили забастовку. Лидером движения тогда был Саид — курьер, мигрант, имеющий российское гражданство. Саид познакомился с Кириллом Украинцевым, активистом Левого Блока, журналистом, итогом стали акции у офиса Деливери Клаб и компромисс со стороны компании, удовлетворившей ряд требований, это была хорошая победа. Левые активисты из СМ и ЛБ вместе с Саидом на базе его контактов в курьерской среде решили создать профсоюз. Однако, вместо профсоюза – то есть организации, состоящей из работников, имеющей структуру, устав, демократически выбираемое руководство и, наконец, юридическое оформление в качестве профсоюза* – создали что-то вроде оргкомитета между собой с самоназванием «Профсоюз Курьер», на чём и успокоились. Возглавил ПК Кирилл Украинцев. Вся оргструктура ПК — это несколько телеграмм-чатов, состоявших вперемешку из активистов различных левых групп и курьеров, найденных через Саида или на просторах интернета. Со временем так возникли организационные ядра ПК в ряде областных центров, например, в Санкт-Петербурге и в Воронеже. Причём в Воронеже вся орггруппа держалась на Владиславе Попове, курьере и активисте РРП. Из ПК мог бы в итоге получиться профсоюз, если бы левые не повернулись спиной к рабочим. Хотя строить рабочую организацию в России очень сложно, из-за того что бывает недостаточно почина от самих трудящихся, тем более активисты-мигранты постоянно уезжают к себе на родину. Не смотря на эти сложности, рабочие должны быть на первом месте в профсоюзе. ПК же решил принимать в свой состав левых активистов и решать все вопросы псевдодемократично голосованиями сторонних людей, не несущих на себе ответственности перед массой курьеров.

Периодически курьеры какого-либо города, доведенные до предела терпения Яндексом и другими агрегаторами, объявляли забастовку, а ПК, имея связи с левыми блогерами и СМИ, делал медийную огласку этих действий, заявляя их как забастовки ПК. Таким образом ПК, равно как создавшие его организации, имели хайп в СМИ и статус сопричастности к рабочей борьбе. Так продолжалось до весны 2022 года.

Весной 2022 года грянула забастовка курьеров Деливери в Москве и в Воронеже. Причины — расценки и штрафы. Надо сказать, что в руководстве ПК забастовку эту не хотели до последнего. А сейчас, в ходе конфликта ПК с РРП, СМ даже написал про те события следующий перл: «стихийная забастовка, организованная РРП». Нет, увы, но РРП в той забастовке лишь поддержала справедливую борьбу курьеров. Устроили забастовку сами работники, причём именно стихийно, а не организовал её никто. Во всяком случае в Москве. В Воронеже местное отделение ПК, возглавляемое Поповым, взяло организацию процесса в свои руки. Потому в Воронеже из 750 курьеров регулярно работающих на дневных сменах, во время той забастовки не выходило на заказы 500 человек. И поэтому в Воронеже в результате забастовки расценки локально подняли.

В Москве же всё было куда более хаотично и бесконтрольно, потому что за 2 года ПК никак не распространил свое влияние в массе курьеров. Понимая, что забастовку отменить не получится, ПК решил, как обычно, выступить руководителем в медийном поле. После чего последовали репрессии, 25 апреля Кирилла Украинцева арестовали якобы за организацию несанкционированной акции таксистов в Сергиевом посаде. По-сути, Кирилл Украинцев, находящийся сейчас в СИЗО, сидит дважды ни за что: он не только не сделал ничего дурного с точки зрения закона, он не организовывал весной никакие действия. Кирилл сидит лишь потому, что его имя медийно ассоциировано с темой курьеров, а курьеров хотят запугать и отвадить от борьбы. РРП и РСК выступают за немедленное освобождение невиновного Кирилла Украинцева. Мы не откажемся от этого требования, несмотря на любые расхождения и конфликты с ПК.

Теперь же активисты СМ обвиняют в аресте Украинцева РРП. Во-первых это неверно потому что акции курьеров организовывали они сами, а не РРП. Во-вторых весной РРП всячески пыталось наладить контакт ПК и проводить совместные действия, в ходе такого общения ПК никак не обозначил своего несогласия с действиями РРП.

Как ПК саботировали забастовку

Весенняя история с арестом Кирилла совершенно отбила у ПК желание делать что-либо. И, когда в ноябре курьеры Москвы вновь «дошли до ручки» и захотели бастовать, ПК активно саботировал эту инициативу, просто отказываясь брать на себя руководство процессом. Тем не менее, ядро курьеров в 600 человек в Москве во главе с Нургазы Алибековым, устроили с 25 по 28 ноября забастовку, поддержанную организованным Воронежем. Нургазы сделал видеообращение, и РРП его распространила по СМИ. ПК пришлось объявлять в СМИ эту забастовку своей, иначе они рисковали потерять лицо.

С РРП первый раз Нургазы познакомился ещё весной, в ходе прошлой забастовки, а осенью он, видя от РРП поддержку действий курьеров, вступил в партию. По инициативе РРП Нургазы с курьерами решили провести сход в Москве, а чтобы не иметь проблем с полицией — оформить всё, как встречу с депутатом. Встречаться с курьерами по просьбе РРП согласился депутат ГД РФ от фракции КПРФ Обухов, и депутаты Мосгордумы от КПРФ Тарасов и Ступин. Однако, за 2 дня до встречи, леваки из ПК пытались убедить Нургазы, что такая встреча будет опасна для курьеров, и настояли на отказе от идеи схода с КПРФ. В итоге встреча с депутатами прошла 7 декабря в помещении КПРФ. Причем полиция выстроилась на всех подступах к помещению и распугивала курьеров — большинство из которых мигранты — демонстративной проверкой документов у всех прохожих. В итоге курьеров пришло сильно меньше, чем собиралось (многие подходили группами, но, увидев полицию, разворачивались и уходили). Однако на встрече с депутатами, где было много прессы, Нургазы заявил требования курьеров.

Леваки из ПК всячески пытались отвадить курьеров от работы КПРФ, якобы профсоюз должен быть «независимым» ото всех, на деле любой профсоюз зависит от той или иной политической партии и либо он присоединяется к партии рабочего класса, либо класса капиталистов. На деле леваки лишь хотят иметь свой карманный профсоюз, с медийной оглаской и без рабочих, которые имеют наглость устраивать забастовки.

К вопросу о конфликте..., изображение №1
К вопросу о конфликте..., изображение №2

Понимая, что избежать забастовки уже почти невозможно, ПК тем не менее пытался до последнего спустить всё на тормозах. А именно, левые активисты убеждали Нургазы, что объявлять даты забастовки заранее ни в коем случае нельзя. Якобы, если Яндекс узнает о датах, то успеет что-то придумать: поднять тарифы. нанять штрейкбрехеров, вычислить и уволить активистов (заблокировать аккаунты). Поэтому, хоть и было решено бастовать с 20-го по 25-ое декабря включительно, объявлять о забастовке ПК предлагали 19-го. Более того, несмотря на заведомое участие Воронежа и весьма возможное присоединение других городов, ПК был резко против объявления общеросситйской забастовки, предлагая ограничиться лишь Москвой и Санкт-Петербургом, и мотивируя это тем, что «никто не присоединится». И, поскольку в «совете» ПК большинство — это как раз левачки, они проголосовали за данную постановку вопроса.

РРП понимала всю абсурдность и ошибочность тактики ПК. Мы понимали, что такая тактика приведет к провалу забастовки (разбор дальше по тексту). Мы объяснили это Нургазы, а он объяснил Саиду. В итоге РРП опубликовала пост, а Нургазы, с согласия Саида, выпустил видеообращение — призыв к забастовке, где были названы даты, а забастовка была заявлена общероссийской.

Таким образом, РРП не могла слить место проведения встречи с депутатами, потому что ПК к организации этой встречи не имел никакого отношения, а РРП массово распространяли листовки среди курьеров с анонсом мероприятия, об этом же мероприятии публично заявили депутаты с целью приглашения СМИ. Даты забастовки РРП также не сливало, сами рабочие захотели сделать такой анонс, мы лишь объяснили его целесообразность.

К вопросу о конфликте..., изображение №3
К вопросу о конфликте..., изображение №4
Реальные силы ПК
Реальные силы ПК

Теперь для тех, кто никогда не бастовал, разберем, почему аргументы ПК были абсурдны, и что получилось в итоге.

1. «Яндекс узнает о забастовке».

Как было сказано выше, вся оргработа ПК ведется в телеграмм-чатах. Людей в эти чаты ПК набирает посредством агитации в том числе в профессиональных курьерских чатах Яндекса. Очень глупо думать, что в чатах ПК нет наблюдателей от компании. Более того, таких «крыс» периодически ловят и вычищают, а компания засылает новых. Поэтому аргумент, что «яндекс узнает» рассчитан лишь на того, кто не знает, как организована внутренняя жизнь ПК. Яндекс все узнал в ту же минуту, как это было написано в чате. А вот отказаться от оповещения курьеров о готовящейся забастовке — это сознательно ограничить круг участников забастовки оргядром в 600 человек в Москве. Что для Яндеска не очень болезненно.

Как показала практика, мы были правы: в забастовке суммарно приняло участие более 3000 человек, причем почти 2000 в Москве. И, несмотря на враньё Яндекса в СМИ, доставка по центру Москвы в дни забастовки была полностью блокирована. https://vk.com/rwp_rwp?w=wall-49023139_161708

2. «Яндекс что-нибудь придумает».

Забастовка предполагалась, как шестидневная: с 20 по 25 декабря включительно. Даже если не объявлять заранее, даже если предположить, что Яндекс каким-то мистическим образом не узнает о забастовке от своих шпионов в чатах ПК, всё-равно, ничто не мешает Яндексу «что-нибудь придумать» прямо 20го, и, если их придумки будут эффективны, сорвать забастовку уже 21го. Таким образом, планировать забастовку надо так, чтоб «придумки» работодателя просто не могли поколебать бастующих, что, как показала практика, мы и сделали.Яндекс поднимал на время забастовки тарифы, сулил премии, обзванивал курьеров умоляя их выйти на заказы — тщетно. И добились мы этого именно благодаря наличию организованности и оргсвязей среди бастующих.А время на развитие этой оргструктуры мы получили лишь благодаря тому, что объявили о забастовке и начали агитацию заранее.

3. «Никто не присоединится».

Мы прекрасно понималии, что в региона у курьеров те же проблемы, но положение ещё хуже, так как даже уйти на другую работу или где-то ещё подработать в регионах намного сложнее, чем в Москве. Для нас было очевидно, что, если курьеры в регионах будут знать, что они не одиноки, они выйдут на забастовку, ибо для них это единственный шанс улучшить свою жизнь. И опять — практика критерий истинности. В забастовке массово участвовали, кроме Москвы, 7 областных ценьтров: Санкт-Петербург, Воронеж, Липецк, Краснодар, Волгоград, Тюмень, Чебоксары, отдельные очаги были и в других городах России.

Резюмируя вышеизложенное, мы в РРП пришли к мнению, что ПК саботирует забастовку. В последствии, ознакомившись с внутренней перепиской ПК, мы поняли, что так оно и было. Иначе, как можно объяснить фразу Таисии: «Вас замазали в псевдозабастовке, которая проходит с одной целью — попиарить РРП. А вы ещё хотите тянуть с предупреждением, что вы этот балаган не организовывали» ? Или вот такой ответ Артёма Румянцева: «Понятно что проблем масса, но просто игнорировать ещё одну забастовку профсоюз не может…»

К вопросу о конфликте..., изображение №6
Профсоюз неоднократно игнорировал забастовки
Профсоюз неоднократно игнорировал забастовки

Из писаний Румянцева становится понятно, почему впоследствии ПК рассылал в СМИ пресс-релизы, где выдавал забастовку за свою. Простая боязнь потерять лицо. Кстати, неверная информация в пресс-релизах про 600 забастовщиков в Москве вместо 1,5 тысяч и неупоминание других городов, кроме Москвы и Санкт-Перербурга также объясняются просто — у ПК нет людей в этой забастовке и нет информации о ней. Курьеры, видя такую позицию ПК, ушли с Нургазы и образовали свой настоящий профсоюз.

Рабочий союз курьеров и начало публичного конфликта

17 декабря в Москве состоялось учредительное собрание территориальной организации РПРиУ «Профсоюз работников и специалистов сферы услуг и торговли Москвы и МО «Рабочий союз курьеров» в составе СПР. На нем было провозглашено создание профсоюза, избран руководящий комитет и председатель Комитета Московской ТО РПРиУ «Рабочий союз курьеров» (РСК) Нургазы Абдилламитович Алибеков. А через пару дней такую же территориальную организацию создали курьеры Воронежа. Их председателем стал бывший член ПК Владислав Попов.

ПК обвиняет РРП в «расколе» рабочего движения и в создании «паралельного профсоюза». Однако это чушь. ПК, как уже сказано выше, никогда не был профсоюзом — ни де-юре, ни по-сути. А, заняв позицию игнорирования забастовок и саботажа инициативы курьеров, Пк окончательно утратил для работников доставки какой бы то ни было смысл. Однако, как правильно пишут СМ в одном из свих клеветнических постов, «забастовка должна быть организована и спланирована». Добавим, любая борьба, чтобы она привела к успеху, должна быть организована и спланирована. А, поскольку ПК никоим образом борьбу курьеров не организовывал и тем более не пытался сделать её успешной — курьерам понадобилась собственная организация. И сделали они её в форме официального профсоюза, что сразу им дало множество преимуществ юридического характера, например, право ведения официальных переговоров от имени всех своих членов, право осуществлять представительство интересов своих членов в суде. (Подробнее о том, что дает профсоюз, можно почитать здесь: https://vk.com/@rwp_rwp-profsouz-dlya-samozanyatyh)

Обвинения в расколе, кроме того, что беспочвенны — ещё и смешны. Поскольку ПК — не профсоюз, никто не запрещает курьерам — членам ПК вступать в РСК. Правда у ПК почти нет курьеров — одни левые активисты, не имеющие отношения к профессии и Саид. Саиду, например, предлагалось членство в РСК. При этом РСК не требует ни от кого выхода из ПК.

Бюро профсоюза не существует
Бюро профсоюза не существует

Добавим также, что сразу после публикации со стороны РРП объявления о забастовке, ПК провели созвон, где кулуарным междусобойчиком исключили из своих рядов Владислава Попова, организатора Воронежского отделения ПК, за то, что он состоит в РРП. Современное Воронежское отделение РСК — это бывшее отделение ПК в полном составе, поскольку курьеры естественно последовали за тем, кто бастовал с ними всё это время. РРП написала пост про исключение Попова из ПК и про разрыв отношений с ПК ввиду их сектантского поведения https://vk.com/rwp_rwp?w=wall-49023139_161225. После чего, собственно, ПК и стоящие за ним СМ и прочие левацкие секточки устроили на своих пабликах вакханалию клеветы в адрес РРП. Не остановило их даже то, что своим поведением они могут помешать забастовке. Впрочем, лживые пресс-релизы с занижением числа забастовщиков и обесцениванием их борьбы ПК также не постеснялся распространить. А всё ради секундного хайпа. И этим левые секты наглядно показали своё истинное лицо — дешёвых хайпожеров, которым плевать на рабочих, их борьбу и самоорганизацию.

Но, как говорится, собака лает, а караван идёт. РРП и РСК будут дальше заниматься борьбой за права курьеров, строить профсоюз и оказывать давление на Яндекс. А левацкие секты могут дальше продолжать жить в выдуманном мире, где они мнят себя «вождями рабочего класса».