Резолюция Московской Конференции РРП 23.04.23.
Капитализм в кризисе
Капитализм находится в глубоком кризисе. Так, в 2023 году по прогнозам МВФ экономика Европы вырастет всего на 0,6%, в развивающихся странах он замедлится до 1,7%. Связано это со множеством факторов. Во-первых, это украинский кризис, который привёл к санкционной войне и разрыву цепочек поставок, что привело к удорожанию продукции. К тому же многие компании Европы были вынуждены лишиться российского рынка, а российские – европейского. Во-вторых, это отложенные последствия пандемии. Напомним, что тогда производство значительно сократилось в связи с падением спроса, и, несмотря на его восстановление в 2021 году мировая промышленность так и не смогла выйти на прежний уровень. Это в свою очередь вызвало инфляцию, так в Еврозоне по данным ООН она составила 13,4% в среднем, а в некоторых странах превысила 20%. На рост инфляции повлияла и монетарная политика ЦБ различных стран. Фактически, во время пандемии из-за отсутствия значительных финансовых резервов у экономики использовали эмиссию (печатанье денег), что привело к увеличению денежной массый и рост инфляции.
Подобная экономическая ситуация безусловно влияет и на политику. США, воспользовавшись дефицитом газа после пандемии использовала ряд политических и экономических инструментов для захвата сырьевого рынка Европы. Это привело к росту цен на этом континенте, что в свою очередь привело к протестам, которые охватили Францию, Англию и иные государства. Крупные протесты охватили и страны «третьего мира», которые особенно пострадали от кризиса, ибо в них уровень жизнь турдящихся значительно ниже. Усилился раскол между империалистической буржуазией различных государств.
Отложенный кризис российской экономики
Россия не является исключением из мировой экономики, наоборот, многие глобальные тенденции тут проявляются особенно концентрированно. Как было сказано выше, после начала СВО против нашей страны были введены колоссальные санкции. Правительство, понимая, что держится оно вовсе не на трёхдневных взятиях, а на экономической стабильности, направило основные ресурсы ФНБ на поддержание экономики. Как заявил президент В. Путин, политики «Пушки вместо масла» не будет. Подобная политика позволила удержать цены и уровень жизни на приемлемом уровне, как заявляют власти, в этом году средние зарплаты даже вырастут. Не стоит верить им на слово, тем не менее, мы наблюдаем относительную экономическую стабильность на данном этапе.
Тем не менее, во фразе Путина есть интересная деталь. Россия и не может полноценно производить пушки вместо масла, ведь промышленность находится в крайне плачевном состоянии. Все последние 30 лет шло уничтожение национального ВПК, машиностроения, станкостроения. Это привело к отставанию России от экономик Запада по уровню производительности труда, а также к почти полному отсутствию производства основного капитала (станков). И если в 2022 году бюджет удавалось поддерживать за счёт сверхдоходов от продажи энергоресурсов, то в этом году, в связи с эмбарго, дефицит бюджета уже составляет 4 трлн к концу первого квартала. Отчасти это связано с тем, что заключение государственных контрактов происходит в январе, но в любом случае, это аномальный дефицит. И не удивительно, ведь доходы с продажи энергоресурсов за этот срок рухнули на 45%.
Иную промышленность невозможно развивать за счёт низкой нормы прибыли, а также из-за отсутствия инфраструктуры по подготовке сотрудников. Отдельной проблемой является износ станков и оборудования, в основном импортного. Всё это ведёт к отложенному кризису, связанному с неизбежным прекращением эксплуатации станков в связи с отсутствием деталей. Что касается ВПК, то хотя инвестиции туда и выросли в связи с СВО, в этой отрасли не хватает квалифицированны кадров: что и не удивительно, в предыдущие годы была уничтожена инфраструктура образования, а люди не хотели идти в промышленные рабочие и инженеры из-за нищенских зарплат.
В особом кризисе, конечно, находятся те отрасли, которые больше всего пострадали от санкций – автопром, локомотивостроение, электроника и т.д. Уже в 2022 году там работников перевели на простой, а в будущем их могут сократить, ведь во-первых невозможно быстро наладить полноценную сборку и локализацию продукции, максимум из китайских комплектов деталей, во-вторых, упал спрос на подобную продуции.
В общем и целом, мы можем говорить о российской экономике то, что какое-то время она продержится за счёт резервов, как материальных, так и финансовых. В это время положение работников в тяжелой промышленности будет сносным, а в ВПК даже возможно зажиточным. Тем не менее, горизонт жизни российской экономики уже замаячил на горизонте. Когда случится её закономерная кончина, то это поднимет множественные противоречия нашего общества на поверхность.
Диалектика рабочего движения
Как было сказано выше, рабочее движение в тяжёлой промышленности пока не имеет достаточно объективных предпосылок для своего усиления. Рабочие боятся потерять бронь, да и в целом рабочее место в период кризиса. К тому же, зарплаты там повысились. На данный момент сложно ждать там каких-то массовых протестов, разве что локальных трудовых конфликтов.
Однако, благостояние населения в целом упало из-за санкций и сопутствующих факторов. А теряя доход, люди сокращают прежде всего необязательный затраты, такие, к примеру, как поездки на такси и доставку еды. В принципе, доставка еды всегда была убыточна, а такси не сильно прибыльное для «Яндекса» и других агрегаторов, но в 2022 году спрос в этих отраслях упал, потому агрегаторы пошли на понижение оплаты труда рабочих. Стоит отметить, что трудовые конфликты тут были и раньше, и связаны они с плохими условиями труда у курьеров, таксистов и т.д, ведь почти все они устроены не как положено по трудовому договору, а по договору ГПХ, что лишает их ряда социальных прав.
В апреле 2022 года прошла первая забастовка курьеров, которая была стихийной, ничего не добилась, и, к тому же, был посажен лидер «Профсоюза Курьер» Кирилл Украинцев. Следует отметить, что после его ареста данное объединение фактически отказалось от защиты прав работников, проводя сектантскую линию. В результате, рабочим пришлось на следующей забастовке, которая состоялась в ноябре, организовать полноценную профсоюзную первичку в составе РПРИУ. Также была проведена и третья, недельная забастовка, которая привела к тому, что Яндекс пошёл на частичные уступки. К сожалению, активность курьеров спала под страхом репрессий, и сейчас она низкая. Тем не менее, опыт этой борьбы ещё пригодится в будущем как им самим, так и нашим товарищам, участвовавшим в кампании.
Стоит заметить, что курьеры не только юридически, но и материально отличны от заводских рабочих. Они не собираются в одной точке, а доставляют заказы по городу, потому агитировать их надо по другому. Мы преодолели эти трудности, наладив интернет-агитацию и уличные раздачи, в результате чего курьеры и дальше привлекаются в профсоюз, что даёт поддерживать его существование и улучшать работу даже в период застоя в курьерском движении.
Однако, проблемы кризиса коснулись не только курьеров. Уже в этом марте началась стихийная забастовка работников Вайлдберриз, поводом к которой стал протест партнёров-ИП этой кампании, а причины накапливались годами. Нечеловеческие условия труда в сфере интернет-торговли не новинка. Вспомним, хотя бы, американский «Амазон». Российские интернет-магазины берут с него пример, вводят системы слежки за сотрудниками, множественные штрафы, унизительные досмотры, а всё ради лишних миллиардов прибыли. И у работников маркетплейсов, как и у курьеров, конечно же нет никаких социальных гарантий!
Правда, движение Вайлдберриз немного отличается от курьеров своей раздробленностью на отдельные группы активистов. Но при этом рабочие Вайлдберриз зачастую россияне и не имеют такого сильного страха перед репрессивным аппаратом. Учитывая эту специфику, наша партия активно ввязалась в протест. Ключевая работа ведётся в направлении объединения разрозненных стачкомов и групп рабочих, в создании единого профсоюзного центра, объединяющего первички, которые также регистрируются с помощью нас. Мы также ведём и агитацию: по ПВЗ (пунктам выдачи заказа), складам и в интернет. Отдельно стоит отметить нашу деятельность в области освещения протестов Вайлдберриз. Конечно, не стоит рассчитывать на буржуазный парламент, тем более российский, однако даже небольшая победа, связанная с поблажками, продавленными депутатами благодаря активности рабочих, воодушивит их к борьбе, причём как в этой, так и в других отраслях.
Подытожив, отметим, что за последние полгода партия наладила работу в новой для себя отрасли платформенной экономики. Эта сфера почти необъятна, и именно там наблюдается сейчас наибольшая активность по вышеописанным причинам. Необходимо и дальше работать с ней, черпая оттуда рабочих активистов, организуя рабочее движение там.
Разумеется, нельзя забывать и про промышленный пролетариат. С ним надо быть постоянно на контакте, ведя политическую дискуссию на страницах нашей газеты и в разговорах с рабочими. Также следует вписываться в единичные трудовые конфликты на заводах, который также возникают. К сожалению, пока рабочее движение не столь сильно, но есть все предпосылки (и даже конкретные примеры) для его усиления.
Мэрские выборы и КПРФ: мы не меняем курса
Ключевым политическим событием этого года в Москве будут мэрские выборы. Дискуссия о формах участия в них раньше уже занимало ключевое место в нашей партии. Следует освежить некоторые выводы.
Действительно, на мэрских выборах не будет ярких кандидатов, потому как таких мэрия попросту не пропустит, используя муниципальный фильтр. О победе при таком раскладе не стоит и говорить: у Собянина относительно высокий рейтинг, огромный ресурс бюджетников и пресловутый ДЭГ. А традиционно низкая явка и апатичность по отношению к этим выборам со стороны масс не оставит для кандидата от КПРФ никаких шансов на победу. Тем не менее, мы должны использовать эти выборы как трибуну. Мы и не стремимся к победе в этой «электоральной гонке» , понимая, что она – всего лишь фикция, тем более, покуда нет массового движения. Тем не менее, необходимо полностью использовать эти выборы как возможность агитации масс, а также для работы с низовым активом КПРФ.
Форма нашего участия состоит в агитации за кандидата от КПРФ, массовой рабочей партии, но со своими лозунгами, опираясь на прогрессивные пункты программы КПРФ. Мы должны, работая с кандидатом, привлекать его к решению насущных проблем рабочих и жителей.
В Москве есть множество социальных проблем, в основном, связанных с экологией. Но существует и множество других проблем, которые волнуют жителей. Например, плохое качество связанности Москвы и области, недостаточная пропускная способность автодорог, высокие цены на жильё и множество иных противоречий. Участвуя в движениях, которые формируются жителями для решения всего вышеперечисленного, мы можем повышать свой авторитет на земле, брать контакты жителей и даже агитировать их в партию. Мэрские выборы позволяют связать их движения с политикой, с глобальными вопросами. Мы должны пользоваться этой возможностью.
Стоит отметить некоторую деградацию КПРФ по сравнению с 2018-19 годом, что и неудивительно: времена массового подъёма после пенсионной реформы закончились, зато власть силнейшим образом закрутила гайки. Не имея почвы для расторговки с буржуазией, партийная бюрократия заняла совсем розовую позицию, активно заявляя, что поддерживает, по крайней мере, внешнюю политику президента Путина. Это сказалось на результатах муниципальных выборов 2022 года. КПРФ на них взяло крайне мало мандатов, причём часть из них, видимо, при помощи ДЭГа. К тому же, подобное вызвало отток активистов из партии, а это в свою очередь дало возможность партийным бонзам с оппонентами. Так, из партии был исключен депутат Евгений Ступин, который самым активным образом защищал права жителей и был самым узнаваемым оппозиционным депутатом Москвы. Это является безусловным проявлением оппортунизма со стороны его исключавших и заслуживает только осуждения.
Однако, подобная деградация не меняет сути КПРФ, хотя и должна учитываться нами. КПРФ по прежнему остаётся рабочей партией, которая в момент подъёма резко изменит риторику, как было во времена пенсионной реформы, им это будет попросту необходимо для поддержания себя на плаву. А дальше руководство КПРФ либо под давлением снизу начнёт реализовывать собственную программу, либо будет предано забвению. Понимая это, мы должны держать с КПРФ единый рабочий фронт, критикуя её оппортунизм, но при том, поддерживая против буржуазии.
Свет в конце туннеля
Тяжелые годы реакции кажутся бесконечными, ведь казалось бы, с каждым годом становится только хуже. Уровень жизни падает, репрессии усиливаются. Тем не менее, в это полугодие мы наблюдаем рост рабочего самосознания, пока только в сфере услуг. Также мы наблюдаем вдохновляющие протесты в Казахстане, Франции и других странах. Пролетариат – это всемирный класс, и если наша его часть более пассивная и слабая, это не значит, что так везде. Борьба за лучший мир идёт каждый день и каждую секунду повсеместно.
Наша задача на данном этапе состоит в развитии российского пролетариата, его классового осознания, его способностей к борьбе за свои права и за лучший мир. Нам надо быть терпеливыми в работе, учитывать настроения масс, вместе с тем, мы должны сами развиваться, изучать теории, анализировать происходящии вокруг нас процессы. Только так, сохранив свою марксистскую традицию, увеличив своё влияние в рабочем движении, повысив уровень наших активистов мы сможем влиять на будущие великие события. А они неизбежны, ведь противоречия капитализма никуда не делись, а только усиливаются. Чем темнее час перед рассветом, тем ярче этот самый рассвет.