Взлет цен на ипотеку бьет по кошельку людей также как и рост цен на топливо.

Взлет цен на ипотеку бьет по кошельку людей также как и рост цен на топливо.

Риши Сунак посоветовал тем, у кого есть ипотека, «поберечь свои нервы» в борьбе с инфляцией. Это чудовищное оскорбление, исходящее от самого богатого премьер-министра в истории Великобритании, подразумевает, что «нервы» могут оплатить любые счета. Людям нужны не «нервы», а конец этому правительству, состоящему из миллионеров.

В прошлый четверг Bank of England повысил базовую ставку до уровня в пятьдесят раз выше, чем два года назад. С 0,1% ставка была поднята до 5%, а в будущем не за горами и 6%. Это новое повышение ставки не окажет никакого влияния на жизнь Риши Сунака, но для тех домохозяйств, у которых есть ипотечные кредиты, особенно для молодых семей, последствия такой политики будут разрушительными, и это добавится к растущим проблемам, связанным с оплатой счетов за электроэнергию и других бытовых услуг, необходимых для выживания.

Повышения ставки происходит на фоне сохраняющегося высокого уровня инфляции. Официальная ставка за май составила 8,7%, что выше ожиданий и выше, чем во Франции (6%), Германии (6,3%), в среднем по ЕС (7,1%) и США (2,7%). Самыми крупными статьями расходов домохозяйств, съедающими гораздо большую часть дохода в более бедных семьях, являются энергия и продукты питания. Зимой многим семьям приходилось выбирать между отоплением и питанием. Хотя стоимость энергоносителей на мировых рынках снижается, цены на газ и электричество для домохозяйств по-прежнему вдвое выше, чем два года назад. Продовольственная инфляция в мае официально превысила 18 процентов.

Многие срочные ипотечные кредиты подходят к концу.

Вдобавок ко всему, значительно возросшая стоимость ипотеки — а вслед за ней и арендной платы — является тяжелым ударом. В настоящее время ипотечные кредиты с фиксированной ставкой очень распространены, но они всегда ограничены по времени. По данным Financial Times, только в этом году у 1,4 млн. семей — половина из них моложе 40 лет — истечет срок действия ипотечных договоров с фиксированной ставкой, и в этом случае их платежи будут увеличены. К концу 2024 года это число возрастет до 2,4 млн.

Каждый 1% роста процентных платежей означает дополнительные £60 в месяц для среднего ипотечного кредита, поэтому повышение ставок за последние полтора года выливается в дополнительные £300 в месяц для домохозяйств, которые и так находятся в тяжелом положении. Это означает, что внезапное повышение ипотечных ставок для многих семей будет таким же или даже хуже, чем внезапное повышение цен на энергоносители.

Конечно, существуют некоторые «защитные механизмы» для владельцев ипотечных кредитов, попавших в затруднительное финансовое положение, но продление срока действия ипотеки или «каникулы» по выплатам — это слабое утешение для молодых семей, так как это означает, что в долгосрочной перспективе придется платить больше. Какие бы меры не были приняты, для семьи, оказавшейся в затруднительном положении, они в любом случае создадут атмосферу уныния и незащищенности.

Политика правительства Тори ясна, бороться с инфляцией путем изъятия денег «из обращения», что означает изъятие их из карманов людей. Аналитический центр института фискальных исследований, как отмечается в отчете Financial Times, заявил: “Повышение процентных ставок за последний год уже поглотило 8,3% располагаемого дохода держателей ипотечных кредитов — цифра, которая увеличится до 20% для 1,4 млн. человек». Дело не столько в том, что ипотечные кредиты — это «бомба замедленного действия», как предполагают некоторые газеты. Дело в том, что эта «бомба» уже взорвалась.

Guardian: Большее влияние, чем рост цен на энергоносители…

Как ипотека растет, так и арендная плата следует за ней. «Годовые цены на аренду жилья в Великобритании, — сообщает Financial Times, — в мае выросли на 5 процентов, что является самым высоким показателем за последние семь лет…» (21.06). Для сотен тысяч молодых пар жилье становится все более недоступным. Они не могут позволить себе ни покупку, ни аренду жилья.

В любом здравомыслящем обществе были бы предприняты все усилия, чтобы строить больше, чтобы действительно бороться с нехваткой достойных домов и обеспечить население доступным жильем. Но из-за того, как устроен «рынок» жилья, по причине угрозы падения цен на дома, по прогнозам до 10%, застройщики и крупные строительные компании будут стремиться строить меньше, а не больше домов, чтобы поддерживать цены и арендную плату.

Нельзя сказать, что в банках и на счетах крупных компаний не крутится огромное количество денег. Как уже отмечалось ранее, энергетические гиганты получили огромную прибыль от снижения уровня жизни. Бывший теневой канцлер Джон Макдоннелл в своей статье в Guardian отметил, что пять крупнейших банков Великобритании, Barclays, HSBC, Lloyds, NatWest и Standard Chartered, «получили прибыль в размере около 37 млрд фунтов стерлингов в 2022 году».

«Анализ, проведенный профсоюзом Unite в мае, показал, что британские банки заработали дополнительно 7 млрд. фунтов стерлингов, отказавшись передавать сберегателям более высокие процентные ставки. В апреле 2023 года многие из этих банков платили клиентам менее 1,3% по сберегательным счетам с легким доступом, несмотря на то, что базовая ставка Банка Англии составляла 4,25%».

Более ранний и очень подробный анализ, проведенный профсоюзом Unite, обвинил британские компании из различных секторов экономики в «систематической наживе» во время кризиса стоимости жизни.

Ужасающий отказ Стармера и Ривз от контроля за банками

К сожалению, реакция руководства Кира Стармера и Рэйчел Ривз на повышение ипотечных кредитов была позорной и не принесла утешения владельцам ипотечных кредитов, которые могут оказаться в бедственном положении. Например, они призывают банки и строительные общества «подождать полгода», прежде чем начать процесс возврата заложенного имущества. Их план из пяти пунктов представляет собой призыв к банкам и ипотечным кредиторам быть «добрыми» к семьям с экономическими проблемами. На самом деле, это в очередной раз знаменует полное отречение от реального лидерства со стороны засидевшихся бонз в руководстве лейбористов.

Джон Макдоннелл, по крайней мере, аргументировал в Guardian политику, направленную против корыстных экономических интересов банков и кредиторов: “Банки, — утверждал он, — могли бы добровольно взять на себя часть бремени, связанного с ростом процентных ставок, и принять на себя издержки. Если банки не хотят действовать, правительство должно вмешаться и обложить сектор налогом на сверхприбыль. Если бы пять крупнейших банков Великобритании были обязаны платить налог на сверхприбыль в размере 15% (эквивалент выплат клиентам Nationwide), это позволило бы профинансировать схему льгот по процентам по ипотечным кредитам в размере £5,5 млрд. в 2022 году и, вероятно, значительно больше в 2023 году. 15%-ный налог только на прибыль первого квартала 2023 года составил бы £3 млрд».

Все это хорошо, но идея, что наше самое правительственное правительство из всех правительств, будет действовать против корыстных интересов и прибылей крупных финансовых учреждений, является смехотворной. Необходимы не призывы к правительству или к «социальной ответственности» банкиров, а массовая кампания по избавлению от этих паразитов. Джон Макдоннелл должен обратиться, в частности, к профсоюзному движению с призывом использовать свои огромные ресурсы и влияние для мобилизации поддержки, чтобы убрать Тори.

Кризис стоимости жизни и двойной удар — рост цен на энергоносители и повышение ипотечных кредитов — имеет очевидные последствия для будущего этого правительства и исхода следующих всеобщих выборов. Как показывают последние опросы общественного мнения, Лейбористская партия еще больше опережает Тори — и это ни в малейшей степени не заслуга лидера Стармера. Но для большинства людей выборы не могут наступить достаточно скоро.

Экстренная экономическая ситуация требует экстренных экономических мер

Есть две задачи, которые руководство профсоюзов и левые депутаты должны решать со всей серьезностью. Первая — это мобилизация кампании среди трудящихся против правительства. Никто не может позволить себе ждать всеобщих выборов еще восемнадцать месяцев.

Но второе не менее важно. Экстренная экономическая ситуация требует экстренных экономических мер. Левые в Лейбористской партии — а они, несмотря на пессимизм пузыря социальных сетей, никуда не исчезли — должны усилить свою борьбу за социалистическую политику в ответ на кризис уровня жизни.

Банки и финансовые дома должны быть государственными компаниями, управляемыми демократическим путем в интересах населения, и способными обеспечить доступное финансирование семей для покупки жилья и местных властей для строительства муниципального жилья. Земля под застройку и крупные строительные компании должны быть переданы в собственность государства и местных властей, чтобы можно было планировать ресурсы для строительства хороших, доступных домов, достаточных для размещения всех.

Отправной точкой социалистической политики в области жилья является то, что право на достойное, доступное жилье — это право любого человека, и Лейбористская партия должна рассматривать его как таковое. Если это означает вызов корыстным интересам ренты, процентов и прибыли, то так тому и быть; это историческая цель рабочего движения. Если «нервы» необходимы во времена экономического кризиса, то разве для того, чтобы до конца проводить единственную жизнеспособную политику, которая может обеспечить достойное жилье для всех.