США. Историческая забастовка в автопроме
В ночь на пятницу 15 сентября американский профсоюз UAW (United Auto Workers) объявил забастовку на предприятиях большой тройки Ford, General Motors и Stellantis (ранее Chrysler). На забастовку первоначально вышли 12 700 рабочих на трех заводах в Миссури, в Огайо и Мичигане. Впервые работники «большой тройки» бастовали одновременно и добились победы. В пике число бастующих превысило 45 тыс. человек более чем на сорока заводах. К 30-му октября были заключены предварительные соглашения со всеми тремя компаниями.
Прибыль «большой тройки» подскочила на 92% с 2013 по 2022 год, составив $250 млрд, а с 2008 года почасовая заработная плата работников упала на 19% с учетом инфляции. Поэтому сейчас рабочие были в полном праве бороться за новый коллективный договор. Среди требований профсоюза — повышение заработной платы на 40%; отмена условия, при котором первые 8 лет рабочим платят пониженную ставку; увеличение отпусков; медицинские льготы для пенсионеров; повышение оплаты в нерабочие дни и социальных гарантий для рабочих, которые пострадали от закрытия предприятий.
Удалось достичь следующих результатов:
1. Зарплата к 2028-му году вырастет на 25% — это больше, чем суммарное повышение зарплаты за 2001–2022 годы.
2. Возвращена регулярная индексация медицинской страховки и зарплаты.
3. Во всех трех компаниях отменены пониженные уровни оплаты для начинающих и временных сотрудников. Зарплаты для этих категорий повысят: для Ford 33–68%, Stellantis 33–67%, GM 33–70%.
4.Восстановлена работа одного закрытого завода.
Профсоюз применял умелую тактику. Его численность составляет 150 тыс. человек, но бастовала лишь небольшая часть рабочих в ключевых для производства узлах. Те, кто не бастовали, помогали неработающим. «Это наш решающий момент … Если нам нужно расширить масштабы забастовки, мы это сделаем», — сказал президент UAW Шон Фейн.
Новый этап в истории UAW
Шон Фейн обращается к опыту сидящих забастовок, которые рабочие автопрома проводили в 1930–е годы. В этих битвах был рожден UAW. В последующие десятилетия профсоюз вырос до 4 миллионов членов. Но он перестал активно бороться за интересы рабочих. Без давления снизу лидеры профсоюза договаривались с капиталистами за спиной рабочих и не протестовали против наступления на трудовые права.
Результаты соглашательства бывших лидеров UAW стали известны в ходе пяти лет судебных процессов. Профсоюзные чиновники взяли $3,5 млн в качестве выплат от руководителей Fiat Chrysler Automobiles, присвоили более $1,5 млн членских взносов и получили миллионы откатов от подрядчиков.
Продажные лидеры не могли отстаивать интересы рабочих. С 1980-х годов профбоссы оправдывали свою пассивность постоянной угрозой перевода производств в юго-восточную Азию. Финансовый кризис 2008–2009 годов стал новым аргументом. Почему рабочие должны мириться с ухудшением своей доли, лишь бы сохранить рабочие места?
Недовольство трудящихся росло из-за падания реального уровня зарплаты и сокращения рабочих мест. Вследствие этого набирал популярность сенатор Берни Сандерс. Он говорил о вопиющем неравенстве и встречал поддержку. Теперь стало принято считать несправедливым, что 1% американского общества владеет третью всех богатств. Бастующие рабочие автопрома знают, что Америка за них.
Рабочие в США стали активизироваться еще до ковида. Забастовка в GM в 2019 стала важным шагом в изменении курса профсоюза. Она длилась больше месяца и стала самой продолжительной с 1970 года. Участвовало около 48 000 работников UAW. Из-за забастовки GM потеряла более $1,5 млрд. Забастовщики тоже понесли большие жертвы, они получали от профсоюза всего $250 в неделю. GM лишила их медицинской страховки. Однако благодаря поддержке других профсоюзов и местных жителей рабочим и их семьям были предоставлены Реда и лекарства.
В результате забастовки работники UAW выиграли бонусы в размере $11 000 в год, возможность трудоустройства на полную ставку для временных работников и повышение заработной платы, а также отменили ухудшение медицинской страховки.
Рабочие были готовы к новым действиям, потому что их бонус в размере $11 000 соответствует той сумме, которую генеральный директор GM, Мэри Берра, зарабатывает за час.
Забастовка 2019 года укрепила профсоюз. В отличие от коррумпированных сделок старых лидеров, руководство UAW объявило забастовку. Новый лидер, Шон Фейн, на традиционной встрече с руководством даже отказался пожать руки боссам. Он укрепил веру рядовых в руководство профсоюза и друг в друга.
Состояние отрасли
В декабре 2022 профсоюз расширялся на заводы, которые делают электрические батареи. Рабочие завода, принадлежащего GM и южнокорейскму LG Chem, проголосовали за то, чтобы стать членами UAW. Это был первый случай, когда UAW стал официально признанным профсоюзом на заводе по производству аккумуляторов.
Теперь боссы большой тройки жалуются, что выполнение требований UAW сделает их производство нерентабельным по сравнению с Tesla и подобными ей компаниями, где нет профсоюза. Tesla успела прославиться тем, что нелегально уволила рабочих, которые раздавали листовку в поддержку создания ячейки UAW. Ее владелец, Илон Маск, тогда написал в социальных сетях, что нет смысла вступать в профсоюз, ибо эти рабочие моментально потеряют работу. Однако пример борющегося профсоюза, который отстаивает интересы своих членов — хороший пример, и скоро ячейка UAW может появиться и на Tesla. Есть почва для общенациональной борьбы.
Итоги забастовки
Работники получили мощную поддержку со стороны общества. Солидарность проявили водители большегрузов. Они отказались забирать продукцию с заводов большой тройки. Также на пикет профсоюза впервые в истории пришел действующий президент. Это воодушевляет рабочих, их действия вынуждают президента так реагировать, а все СМИ освещают это противостояние. По опросам 75% американцев поддержало забастовку.
Капиталисты подготовили большие запасы продукции в преддверии акции. UAW подготовил забастовочный фонд в размере $825 млн., чтобы платить бастующим работникам $500 в неделю. Борьба вышла продолжительной, но могла длиться ещё дольше, до 3-х месяцев вместо 6-ти недель.
Но в бочке меда найдется и ложка дегтя. Новое руководство профсоюза достаточно радикальное, но все же реформистское.
Профсоюз играл на противоречиях между капиталистами: кто менее сговорчив в ходе переговоров — у того бастовало больше рабочих. Не все члены профсоюза соглашались с такой тактикой, и некоторые участники протеста считают, что бастовать должны были все, больше людей должны были выходить на пикеты.
Тактика имела и свои издержки. По закону участников забастовки уволить нельзя, и поэтому выбрасывают на улицу тех, кто не прекратил работу, но поддерживает акцию. Капиталисты уволили 600 сотрудников в Мичигане. Это слабое место тактики профсоюза, но по соглашению эти работники были восстановлены на своих рабочих местах.
Наиболее активные рабочие считают, что забастовка закончилась слишком рано, и повышение зарплаты недостаточное — изначальным требованием были 40%, а не 25%. Многие писали в комментариях к соглашению, что это «мусор». Возможно, они скажут свое веское слово на предстоящих собраниях. В любом случае, перегруппировка в рабочем движении продолжается, и боевое крыло будет расти и организовываться, постепенно приходя к новым выводам о недостаточности реформизма.
Но эффект крупнейшей забастовки за 20 лет все равно сложно переоценить. Это отправной пункт восстановления организованного рабочего движения в США. Рабочим стало ясно, что можно бороться и добиваться победы. Сперва боссы называли требования коллективов невыполнимыми, но теперь всем очевидно, что компании могут платить больше.
Путь к новой рабочей партии
Деятельность профсоюза становится новым фокусом американской политики. Ведь забастовка прошла на фоне парламентского кризиса. Республиканцы и Демократы не могут договориться по вопросам внешней и внутренней политики. Уже многие трудящиеся говорят: «к черту политиков, бороться против алчных миллиардеров как UAW — вот, что нужно этой стране». Также Фейн задается вопросом: «зачем политики столько тратят на войну, когда жизнь простых американцев становится все тяжелее?»
Рабочая борьба в США нарастает, началась забастовка медиков. Прошли акции протеста новых профсоюзов Amazon и Starbucks. Действующие политические партии вынуждены реагировать на потребности трудящихся. Поэтому Байден заявляет, что борьба работников автомобильной промышленности справедлива, чтобы заручится голосами на выборах. Трамп тоже говорит о проблемах «простых американцев» и заявляет, что он все решит. На деле эти партии слабы, они обслуживают интересы капиталистов и поэтому не могут решить никакие проблемы: ни экологических, ни связанных с неравенством и инфляцией.
Риторика Байдена не вызывает иллюзии у рабочих. Но только новая массовая партия рабочего класса может кардинально изменить ситуацию в США. Развитие борьбы рабочих уже поставило в повестку дня вопрос о формировании такой партии, президентские выборы — хороший повод для рабочих бороться за создание своей партии. К сожалению, профсоюзные лидеры еще слишком лояльны демократам. Так, профсоюзное объединение AFL-CIO, в которое входит UAW, уже объявило, о поддержке Байдена на выборах. В свою очередь, рабочие активисты еще слишком мало сплочены, чтобы заставить лидеров создать новую партию или избрать новых лидеров, которые ее создадут.
Новая партия, которая опиралась бы на инициативу авангарда американского рабочего класса, даст более широким слоям рабочих уверенность в себе. В текущих условиях, борьба вокруг массовой партии трудящихся в США будет иметь революционный характер.
Из-за вакуума на левом фланга, решающие битвы ещё впереди. Но контракт UAW длится только 4 года. Шон Фейн подписал контракт до конца апреля 2028 г. и призывает другие профсоюзы следовать этому примеру. Тогда профсоюзы могут синхронно бороться за новые контракты во время предвыборной гонки этого года. И к тому времени потребность в массовой рабочей партии вырастит еще. За текущим ростом в экономике последует спад, скорее всего масштабные события развернуться даже раньше 2028 г. Рабочим необходимо будет не только борьба профсоюза, но и шаги правительства в их интересах.
Первой задачей должна стать национализация крупной промышленности и банков, чтобы повернуть громаду американской экономики в интересах трудящихся.
Том Роллингс