20 ноября, с перевесом в почти три миллиона голосов, 53-летний кандидат от коалиции правых партий «Свобода наступает» (La Libertad Avanza) Хавьер Милеи победил во втором туре выборов президента Аргентины. [1]
Нового президента уже прозвали «латиноамериканским Трампом» за чрезмерно эпатажное поведение и непоколебимую приверженность частной собственности. Правые политики по всему миру: экс-президент США Дональд Трамп, экс-президент Бразилии Жиар Болсонару и предприниматель Илон Маск, поздравляют господина Хавьера с победой.
Милеи является членом Либертарианской партии Аргентины (Partido Libertario), которая совмещает идеи свободного рынка с ультраконсерватизмом. Новый президент пообещал уничтожить Центральный Банк Аргентины и перевести экономику с песо на доллар. Также в планах президента масштабные антисоциальные реформы, полная приватизация здравоохранения и медицины, запрет абортов, а также разрешение на ношение оружия и свободную продажу собственных органов [2].
Во внешней политике Милеи выступает за свободу торговли, но только с «демократическими» странами, так он осудил Китай как «коммунистическую» страну и заявил о желании снизить торговые отношения настолько насколько это будет возможно. И как вишенка на торте, Милеи уже прославился восхвалением самого «демократического» правителя в истории Латинской Америки, небезызвестного Аугусто Пиночета.
Как президент, чья политика не находит поддержки среди трудящихся смог прийти к власти?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к недавней истории Аргентины. Аргентина, вторая экономика Южной Америки, в середине 2010-х была на подъеме. Правительство лево-националистического Макри, несмотря на экономический рост, предприняло попытку наступления на права трудящихся, которая привела к всплеску протестов и далее всеобщей забастовке в сентябре 2018 года [3].
На выборах 2019 года 82% голосов были отданы за представителей лево-популистского движения кирхиристов. Однако новое правительство не оправдало надежды трудящихся на улучшение уровня жизни. Напротив, экономика начала стагнировать, а затем и рушиться из-за мирового кризиса. К 2023 году инфляция составила более 140%, а 40% населения (более 18 миллионов человек) оказались за чертой бедности.
В 2021 году почти вся Южная Америка стала “розовой”. Но это был лишь временный успех. Умеренные левые правительства не экспроприировали буржуазию и не сформировали трудящихся в силу, способную противостоять правым в случае переворота. А сектантские марксистские группы были неспособны работать внутри профсоюзов и более крупных структур, подготавливая марксистское руководство на случай массового движения. Аргентина стала жертвой слабости левого фланга. Грядут новые репрессии в отношении профсоюзов и левых партий. Возможно, это станет толчком для консолидации рабочих и более радикальных действий.
Пример Аргентины и победы либертарианцев в ней очень показателен на фоне общемирового кризиса. Повсеместно умеренный либерализм и реформизм терпят крах, ввиду неспособности предоставить выход из текущего кризиса. Это приводит к политической радикализации. Так, в прошлом году в Италии возглавила правительство Джорджиа Мелони, представитель ультраправой партии “Братья Италии”.
Нарастают противоречия. 2022 и 2023 год отметились целым рядом мощных забастовок и политических манифестаций трудящихся, и это только начало и мировой пролетариат собирает силы для будущих битв. Как показывает практика, в текущей ситуации все труднее и труднее оставаться в стороне от политики. Если сегодня рабочие не будут устанавливать свои порядки, то на следующий день их уже будет устанавливать кто-то другой. Товарищи, не оставайтесь в стороне от политики. Ведь если вы сегодня не занимаетесь политикой, уже завтра она будет заниматься вами.
Д. Лёвин
1. https://mk-ru.turbopages.org/mk.ru/s/politics/2023/11/20/bezumec-prezidentom-argentiny-izbran-ultrapravyy-ekstravagantnyy-politik.html
2. https://kommersant-ru.turbopages.org/kommersant.ru/s/doc/6349912
3. https://www.marxist.com/argentina-paralysed-by-general-strike-as-economic-crisis-deepens.htm