В редакцию газеты обратился работник тольяттинского АВТОВАЗа – крупнейшего автопроизводителя России. Рабочий рассказал, что в сентябре и октябре 2023 года завод был завален работой, и приходилось выходить на сверхурочные и в выходные. Переработки оплачивались в двойном размере, люди зарабатывали по 60-70 тысяч в месяц, иногда и до 100 тысяч, поэтому жалоб не было.
В то же время работодатель нанял мигрантов из Узбекистана на зарплату 60-70 тысяч в месяц, плюс бесплатное заселение в общежития и питание в заводской столовой. Неравенство возмутило многих постоянных работников. На предприятии нарастает межнациональный конфликт.
Респондент рассказал об одном показательном инциденте, который произошел в столовой: когда работникам-узбекам подали свинину, и те отказались ее есть по религиозным соображениям, по распоряжению руководства завода им отдельно приготовили более дорогую говядину. Работодатель будто специально создал этот случай для подчеркивания разницы отношения к рабочим разных этнических групп. Меню столовой утверждается заранее, и сложно поверить, что там могли не знать о «табу» для мусульман на определенные продукты.
Будто этого напряжения недостаточно, на заводе теперь работают бывшие заключенные. Раньше такого не было. «Зеки» быстро образовали отдельную социальную среду, которая не нашла понимания у старых работников ВАЗа.
Источник также сообщил, что, в ответ на устные жалобы, начальство неформально рекомендует рабочим увольняться и идти контрактниками в зону СВО. Учитывая кредиты, ипотеки, и невозможность их оплачивать из-за резко упавшего дохода, многие последовали совету.
За комментариями редакция «РД» обратилась к председателю профкома профсоюза Единство Леониду Емшанову. Профлидер пояснил, что план по выпуску автомобилей сократили в отношении линейки «Гранта», но на производстве «Нивы» всё без изменений: есть и объем работы, и сверхурочные, и двойная оплата за переработки. Суммарно рабочие на «Ниве» могут заработать в месяц и 100 тысяч рублей.
«Гранту» же перестали собирать из-за недостатка комплектующих, и импортных, и отечественных. По словам Леонида, эта ситуация временная, и такое бывало уже не раз. В цехах стоят полусобранные автомобили и их дособирают, когда подвозят комплектующие.
Про мигрантов, председатель профкома сказал, что это вахтовики с временными контрактами, поэтому и получают по 60 тысяч в месяц «на руки». «Зависит от условия контракта. У них может быть и двенадцатичасовой рабочий день», сказал Емшанов. Питание и проживание также вытекают из статуса вахтовиков и условий конкретных договоров вахты. И, по закону, это не дискриминация, вахтовики отрабатывают больше часов, чем штатные сотрудники. «Зэки» видимо тоже рабочие-вахтовики.
О том, как решать социальный конфликт, Леонид ответил, что нарушений закона нет, и писать жалобы куда бы то ни было бесполезно. Просить работодателя об увеличении зарплаты также бесполезно. «Чтобы увеличить зарплату рабочим, надо иметь возможность влиять на финансовую политику предприятия. Больше тут ничего не сделаешь», – констатировал профлидер.
Оказались пиаром репортажи СМИ и официальные рапорты о росте отечественного автопрома на 7%. Рост производства есть на бумаге, когда недоукомплектованные авто считают, как готовые, а потом задним числом дособирают. На примере АВТОВАЗа видно нарушение цепочки поставок, которое не оправдаешь санкциями. Нечем объяснить отсутствие подвоза петель для автомобильных дверей, которые полностью делают в РФ.
Уровень жизни работников падает. Заводское руководство безответственно нарушило свои же обещания высоких зарплат. Советы «идти на фронт» – и вовсе предел цинизма. Социальная стабильность в трудовом коллективе никого не заботит. Складывается ощущение, что её специально расшатывают. Не стоит забывать, что АВТОВАЗ – градообразующее производство Тольятти, и все, что происходит на заводе, отражается на всём городе.
От редакции:
Ситуацию на АВТОВАЗе действительно невозможно решить в рамках чисто юридических действий. Но решение все-таки есть. Нужно единое действие трудового коллектива. Хороший пример тому – борьба работников УАЗа, которые этим летом остановили конвейер и тем самым добились увеличения заработной платы сначала на 10%, а через несколько месяцев – ещё на 15%.
«Итальянские» забастовки, локальные забастовки в цехах, и, наконец, большая забастовка всего ВАЗа, убедили бы работодателя увеличить зарплату штатным работникам. Ведь «влиять на финансовую политику предприятия», значит влиять на прибыли предприятия. Рабочие через забастовку могут на это влиять.
Чтобы не допустить единства рабочих, работодатель сеет рознь в коллективе, выпячивает национальные различия, изображая дискриминацию штатных работников, разглашает информацию о прошлом «зеков». Если работникам хватит силы воли объединиться в борьбе за общие интересы и не «вестись» на подобные провокации, то дирекции придется прислушаться.
89649697753 – профсоюз «Единство»
Галина Дмитриева