Падение диктаторского правительства Шейх Хасины в Бангладеш в результате студенческих протестов и народных выступлений — поразительный результат экономического кошмара, который переживают сейчас многие так называемые развивающиеся страны: стагнация торговли, рост процентных ставок по долгам и жесткая экономия, навязываемая МВФ и частным капиталом в обмен на «финансовую помощь».
Бангладешская «история успеха» быстро рухнула
Бангладеш считался историей экономического успеха вплоть до недавнего падения правительства — по крайней мере, в западных СМИ и среди ведущих экономистов. МВФ прогнозировал, что ВВП Бангладеш скоро превысит ВВП (крошечной) Дании или Сингапура. Его ВВП на человека уже превышал показатель соседней Индии. Средний рост ВВП страны за последнее десятилетие, по данным государственной статистики, составил около 6,6 %. В апреле этого года Всемирный банк прогнозировал, что рост ВВП Бангладеш в этом году составит 5,6 %,это обусловлено успехами швейной промышленности, которая, опираясь на дешевую рабочую силу, завоевывает мировые рынки. На нее приходится более 80% экспорта страны. Правительство прогнозирует, что к 2025 году бангладешские фабрики будут производить 10 % всей одежды в мире.
Но на деле подъем экономики был связан со снижением снижении прибыльности бангладешского капитала. Относительное восстановление рентабельности после Великой рецессии 2008-9 годов начало сходить на нет с 2013 года, что привело к пандемическому спаду в 2020 году.

В этом году кризис наступил быстро. Уже через несколько недель после оптимистичного апрельского доклада Всемирного банка выяснилась реальность: экономика стремительно шла на спад. Огромные инфраструктурные проекты терпели крах и истощали ресурсы, а коррупция усугубляла положение. Рост процентных ставок по кредитам и инфляции, а также падение спроса на экспорт привели к тому, что многие компании объявили банкротство и получили более 20 миллиардов долларов в виде «невозвратных кредитов». Правительство выделило огромные субсидии (миллиарды) частным компаниям, чтобы обеспечить электричеством всю страну. Богатые акционеры процветали и пользовались возможностью вывезти свои богатства из страны, а денежные переводы бангладешцев, работающих за границей, сократились.

В отличие от богатых, большинство 170-миллионного населения страны пострадало. Большинство бангладешских портных — женщины (50-80 %), в то время как более высокооплачиваемые руководители фабрик, как правило, мужчины. Большинство женщин получают лишь минимальную зарплату — 8 000 така, или около 80 долларов в месяц. С ростом цен на продукты этого уже недостаточно. «Все товары повседневного спроса, такие как рис, яйца, овощи, — дорожают», — говорит Таслима Ахтер, президент рабочей группы Bangladesh Garment Workers Solidarity. «Также дорожает газ для приготовления пищи [дома] и электричество [на фабриках]. Так что это большая проблема для рабочих и промышленности».
Отсутствие продовольственной безопасности и изменение показателей продолжительности жизни и младенческой смертности
Исследование Бангладешского статистического бюро (БСБ), проведенное в середине 2023 года, показало, что около 37,7 миллиона человек в стране испытывают умеренную или острую нехватку продовольствия. Более четверти семей брали кредиты, чтобы покрыть расходы на предметы повседневной необходимости, включая продукты питания. Исследование, проведенное аналитическим центром South Asia Network on Economic Modeling, показало, что 28 % домохозяйств прибегают к займам, чтобы выжить. Средняя сумма кредитов на одно домохозяйство в стране почти удвоилась в период с 2016 по 2022 год. На протяжении десятилетий в Бангладеш отмечается рост продолжительности жизни. В 2020 году она достигла 72,8 года, что является самым высоким показателем на сегодняшний день. Но с тех пор тенденция роста нарушилась. В 2021 году произошло снижение до 72,3 лет и далее. Смертность детей в возрасте до пяти лет, новорожденных и детей в возрасте до одного года увеличилась.
Предпосылки студенческих протестов
В стране наблюдается сокращение числа учащихся средних школ и рост числа безработных, образования или подготовки среди молодежи. Согласно BSVS-2023, доля детей в возрасте от пяти до двадцати четырех лет, не посещающих учебные заведения, выросла после пандемии COVID-19. В 2020 году, на момент начала пандемии, 28 % не посещали учебные заведения, а к 2023 году эта доля достигла 41 %! Около 40 % не посещали школу и не имели работы, что на 10 % больше, чем за восемь лет. Студенческие протесты, которые привели к падению правительства, были вызваны системой квотирования рабочих мест, в соответствии с которой 30 % государственных должностей резервировалось для семей ветеранов войны 1971 года. Протестующие требовали заменить квоты системой, основанной на заслугах.
В июне 2024 года МВФ признал, что «упрямо высокие международные цены на сырьевые товары и продолжающееся глобальное финансовое ужесточение усилили макроэкономическую уязвимость». Валютные резервы резко сократились из-за интервенций, направленных на поддержку бангладешской валюты така. Валютные резервы упали с $46 млрд в 2021 году до всего лишь $19 млрд.

Курс така по отношению к доллару США упал более чем на 20 %, что привело к росту расходов на обслуживание внешнего долга. Внешний счет становился дефицитным на величину до 4% ВВП в год.

Правительство было вынуждено обратиться к МВФ за «помощью». МВФ одобрил небольшой пакет в размере $3,3 млрд в начале 2023 года. Затем в этом году эта сумма была увеличена до $4,7 млрд, чтобы ослабить давление на валюту. И в июне МВФ передал $1,1 млрд. Но сейчас все зашло в тупик. После попытки жестоко подавить протесты, в ходе которой армия и полиция убили более 300 человек, Хасина окончательно покинула страну. Было сформировано временное правительство, которое возглавил лауреат Нобелевской премии мира экономист Мухаммад Юнус. Но не ждите улучшений при его правлении. Юнус снова обратится к МВФ за поддержкой, в ответ на что МВФ введет меры строжайшей экономии.
Кризисы на «глобальном Юге»
Экономический кризис в Бангладеш повторяется во всем Глобальном Юге — в Кении, где начались беспорядки, чтобы отменить повышение налогов по требованию МВФ; в Пакистане, где правительство в седьмой раз обратилось к МВФ за финансированием; в Египте, который находится на грани дефолта; и в Нигерии, где разгорается голод. И, конечно, Аргентина. МВФ взимает дополнительную плату с каждого должника, который не платит вовремя, это только усложняет выплату кредита. За 5 лет число стран, ежегодно выплачивающих надбавки, увеличилось почти в три раза: с 8 в 2019 году до 23 в 2024-м. За последние шесть лет МВФ изъял дополнительные сборы в размере 7 миллиардов долларов. По оценкам CEPR, до 2033 года МВФ будет взимать около 13 миллиардов долларов. Только Аргентина будет должна примерно 6 миллиардов долларов, за ней следует Украина с долгом почти в 3 миллиарда долларов. В среднем на долю надбавок будет приходиться 26 % всех сборов и процентов, взимаемых со стран-плательщиков. Для некоторых заемщиков, таких как Коста-Рика и Эквадор, надбавки будут составлять еще больше.

Майкл Робертс