Рабочие поняли, что добиться своего можно только через забастовки!

11 декабря 200 горняков компании «АрселорМиттал Темиртау» из четырех шахт, расположенных вблизи города Шахтинска Карагандинской области, отказались выходить на поверхность и объявили забастовку. Основное требование индексация и значительное увеличение заработной платы, а также возвращение прежнего срока выхода на пенсию для горняков и отказ от политики оптимизации и сокращений.

Забастовка на предприятиях компании «АрселорМиттал Темиртау» зрела уже давно, но особенно недовольство рабочих усилилось после того, как работодатель отказался рассматривать требование конференции трудовых коллективов 1 августа об увеличении заработной платы на 30%. Сейчас вот бастующие шахтеры требуют уже все 100%!

Кроме этого, против официальных профсоюзов угольщиков «Коргау» и металлургов «Жактау», работодателями была развязана кампания по дискредитации с целью их разрушения. Таким образом, хозяева собирались провести свой новый вариант коллективного договора, отстранив от этого процесса профсоюзы и заменив их послушными представителями рабочих.

После успешной забастовки горняков корпорации «Казахмыс» 29-30 ноября, которая привела к значительному увеличению заработной платы рабочих на 100 и 70 тысяч тенге, забастовка шахтеров «АрселорМиттал Темиртау» стала просто неизбежной. Мы со своей стороны также активно призывали шахтеров и металлургов последовать примеру своих товарищей из Сатпаева.

То, что рабочие сейчас могут сами снизу организовывать забастовки и без участия каких-либо профсоюзов, говорит о том, что значительно повысился их уровень организованности и сознательности, особенно среди передовых отрядов трудящихся в добывающих отраслях Казахстана. Многие уже понимают, что их нещадно эксплуатируют после серии девальваций и постоянной инфляции и что без забастовок и митингов невозможно вырвать даже минимальное повышение заработной платы.

Меры властей по уничтожению независимых профсоюзов после принятия антирабочего Закона «О профсоюзах» и Трудового Кодекса, которые были призваны после расстрела нефтяников Жанаозена не допустить новых выступлений, практически провалились. Более того, те искусственные профсоюзы, которые они создают и насаждают сверху, неспособны контролировать и влиять на трудовые конфликты.

Фактически пиночетовская диктатура на просторах Казахстана сама себя лишила «буфера» или каналов для урегулирования трудовых конфликтов, криминализировав профсоюзную деятельность, а используя КНБ и полицию в репрессиях против рабочих активистов, толкнула трудящихся в нужную для нас сторону. Теперь вот режим и кучка придворных олигархов и иностранных приказчиков оказались один на один с пробуждающейся массой недовольных горняков.

На местах рабочие сами создают негласные и нелегальные инициативные группы, которые на деле и выполняют функции профсоюзов снизу, выдвигая вперед новую генерацию активистов и лидеров, которым сейчас от 20-ти до 30 лет. Данная борьба и самоорганизация также подталкивается политикой компаний по оптимизации производства и увеличению норм выработки, что только еще увеличивает размеры эксплуатации коллективов на изношенном еще советском оборудовании.

В ситуации, когда в Казахстане запрещены все независимые профсоюзы, забастовки и акции протеста, данная забастовочная борьба рабочих объективно принимает политический характер. Она выдвигает на первый план вопрос об изменении социально-экономического курса правительства, о свободе профсоюзной деятельности и проведения забастовок, об изменении прежней системы оплаты труда и отказа от политики сокращений и оптимизаций.

Помимо требования увеличения заработной платы на 100%, проведения ее индексации, повсеместно ставится вопрос о снижении возраста выхода на пенсию для горняков с нынешних 63 до 50-ти, как в советское время и увеличение пенсий за счет выплат из средств компаний. Также интересными кажутся и требования возврата объектов социальной инфраструктуры обратно в собственность компаний, которые были ранее переданы на баланс местных властей или приватизированы.

Есть все основания предполагать, что данное движение сейчас охватит и другие добывающие компании страны, в том числе и нефтедобывающую отрасль, где также накопились свои противоречия. Мы должны принять активное участие в этой борьбе, помочь рабочим скоординировать свою деятельность по выработке общих требований и тактики борьбы. Также важным является недопущение в процесс различного рода «переговорщиков», которых будут засылать власти и работодатели с целью выпуска пара недовольства и раскола коллективов.

Сейчас переда нами также стоит задача политизации нового рабочего движения, так как очевидным является то, что хозяевами части активов данных предприятий является правящая семья Назарбаевых и иностранный капитал. Без борьбы за свои политические права и свободы, в которые входят и право на забастовку и создание своих профсоюзов, невозможно дальнейшее структурирование и развитие самого рабочего движения.

Кроме этого в канун шестилетия расстрела нефтяников Жанаозена нельзя забывать и о их требованиях, которые касались и необходимости немедленной национализации всей добывающей промышленности под контролем трудовых коллективов, необходимости строительства национальной демократической федерации классовых профсоюзов и своей самостоятельной рабочей партии, способной бороться за власть и за коренное изменение социально-экономического и политического вектора развития страны в пользу большинства!

Пробуждающееся рабочее движение, безусловно, сейчас потянет и другие угнетенные социальные слои и группы трудящихся в городах и на селе. Мы должны всецело поддерживать этот процесс, создавая кадры для новых профсоюзов и будущей рабочей партии на социалистической платформе!

Айнур Курманов

socialismkz.info 12.12.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *