Деятельность лидера Индии Нарендры Моди весьма популярна у пользователей “Твиттера” — но отнюдь не у рядовых индийских граждан. Лишнее тому подтверждение — ноябрьские протесты против существующего трудового законодательства. “Солидарность” разбирает основные причины и ход протестов, а также анализирует особенности системы трудовых отношений в современной Индии, приведшей к резкому всплеску недовольства граждан.
ХРОНИКИ ПРОТЕСТНОГО НОЯБРЯ
Ноябрь был отмечен для Индии антиправительственными протестами. Поддерживаемые крупнейшими профобъединениями страны, граждане вышли на демонстрации. С 9 по 11 ноября в Индии состоялась крупная забастовка, в которой приняли участие несколько тысяч человек, в том числе представители 10 индийских профобъединений.
Забастовка была организована так называемой Объединенной платформой профсоюзов, выдвинувшей требования к правительству в своем официальном призыве к протесту. Был отмечен нарастающий уровень безработицы, усугубившаяся ситуация для малого и среднего бизнеса и микропредприятий, повсеместное урезание зарплат. Помимо этого профсоюзы подвергли критике обновленный правительством Нарендры Моди НДС. Данный налог должен был заменить разрозненную и устаревшую систему непрямых налогов с предприятий. Профсоюзы уверены, что поспешное изменение налоговой системы страны повлекло за собой резкий рост цен, в частности — на газ и дизельное топливо, на товары широкого потребления.
В официальном письме, адресованном правительству Индии в целом и премьер-министру Нарендре Моди в частности, протестующие (среди которых студенты, рабочие, врачи, ученые, деятели киноиндустрии) призывали внять требованиям демонстрантов: “Граждане продолжают сталкиваться с отказом в помощи и с социальной изоляцией. Ваши широкие жесты в сторону иностранных инвесторов не что иное, как предательство народного доверия к вам”.
Не добившись никакого отклика от официальных властей, профобъединения организовали забастовку уже в конце ноября. В частности, одной из ведущих сил среди протестующих стали индийские фермеры. По данным агентства Bloomberg, в демонстрации приняли участие несколько тысяч фермеров, представители 184 фермерских организаций. Напомним, что Моди обещал к 2022 году увеличить доходы фермеров в два раза, а также гарантировал минимум 50-процентную прибыль помимо окупаемости стоимости производства. Ситуацию можно назвать очень сложной, поскольку около 800 млн индийских граждан прямо или косвенно заняты в сфере сельского хозяйства. Фермеры также требовали увеличить государственную поддержку части фермерского производства (производство и сбор хлопка, риса, сахарного тростника). Кроме того, по данным индийского Министерства сельского хозяйства, число самоубийств среди фермеров за 2015 год повысилось на 42%.
ТРУДОВАЯ ИНДИЯ
Безусловно, требования индийских протестующих предельно ясны и прозрачны, но проблемы возникли не сегодня, а Нарендра Моди у власти тоже не первый год. Причины кроются в ветхой системе индийских трудовых правоотношений.
Трудовые отношения в Индии имеют слабую правовую регламентацию. Защита персонала реализуется в основном за счет установления шести- дневной рабочей недели и обеспечения заработной платой. Остальные права работников устойчиво игнорируются, по большей части потому, что их обеспечение потребует дополнительных финансовых затрат. Говоря об официальных законодательных актах, призванных регулировать трудовые отношения в государстве, стоит выделить следующие: Конституция Индии (1949), Закон о промышленных спорах (1947), Закон о профсоюзах (1926), Закон о промышленной занятости (1946). Также в трудовое законодательство Индии входят Закон о фабриках (1948), Закон о государственном страховании работников (1948), Закон о трудовом договоре (1970), Закон о минимальной заработной плате (1948). Несмотря на вроде бы развитое трудовое законодательство, слабых мест в нем хватает.
Охрана труда персонала находится в Индии на невероятно низком уровне. Согласно данным Indiastat, ежегодно в Индии на производстве гибнет в среднем 40 тыс. человек. Для 10% работников все еще затруднен доступ к медицинским услугам. По мнению профобъединений, часть проблем можно решить разработкой новых трудовых стандартов и системы субсидий.
Ощутимой проблемой трудовых отношений является международная миграция. Дело в том, что Индия все еще не ратифицировала принятую в 1997 конвенцию МОТ “О частных агентствах занятости” — власти часто аргументируют данную ситуацию тем, что в стране уже есть существенная законодательная база для мигрантов, как, например, принятый в 1983 году закон “Об эмиграции”. По утверждениям правозащитных организаций, Индия входит в первую двадцатку стран мира, из которых незаконно вывозят и эксплуатируют граждан (в частности, в страны Персидского залива и Индонезию). При этом индийские мигранты содержатся в тяжелых условиях и подвергаются унижению и насилию со стороны работодателя. В стране начисто отсутствует грамотная система контроля и наказания за незаконную эксплуатацию труда мигрантов.
Индия также печально прославилась использованием детского труда, несмотря на действие Конвенции о правах ребенка (1989), развитое движение в защиту прав детей и закрепленные в Конституции права ребенка на достойную жизнь. В Индии до сих пор незаконно эксплуатируется 40% лиц в возрасте до 18 лет. Доходило даже до того, что в 2008 году Всемирная торговая организация временно запретила часть экспортной продукции из Индии, аргументируя как раз возможным использованием детского труда при производстве.
КАСТЫ И КОММУНАЛИЗМ
Аспект, не всегда учитываемый юристами при разработке трудовых актов, — это традиционная кастовая система, имеющая определенное влияние на трудовые отношения. Кастовая система в Индии имеет очень долгую историю. По разным данным, на сегодня в стране насчитывается около 3000 каст, разнящихся от территории к территории и, главное, от профессии к профессии. Существуют отдельные касты скотоводов, виноделов, мусорщиков, ткачей, водоносов, землевладельцев — причем названия варьируются в разных поселениях.
Говоря об основных кастах, известных широкому кругу людей, отметим, что они являются скорее продуктом британского колониального наследия. Высшая каста, или брахманы, — потомки тех, кого британская колониальная администрация наделяла высокими постами в духовенстве. Брахманы занимают высокие должности в бизнесе, политике, науке. Кшатрии, бывший привилегированный военный класс, ныне являются землевладельцами. Вайшьи, в прошлом занимавшиеся торговлей, сейчас составляют средний класс — и примерно одну пятую населения Индии. Шудры, в древности одна из низших каст, служили разнорабочими — в принципе, их потомки таковыми являются и сейчас. Низшая каста — далиты, или неприкасаемые, занимаются в основном уборкой мусора, обмыванием трупов, проституцией, принудительным суррогатным материнством и другим непривлекательным трудом; они составляют около 16% индийского населения.
Формально все касты Индии равны: в Конституции закреплено полноправие “неприкасаемых”, кроме того, бывший министр юстиции Амбедкар происходил именно из этой касты, хотя это скорее исключение, подтверждающее правило. В 1976 году был принят закон, запрещающий использование рабского труда. Тем не менее, по данным Human Rights Watch, сельскохозяйственный сектор Индии использует больше рабского труда, чем все остальные сферы экономики вместе взятые. Компания IDSN (Международное сообщество поддержки неприкасаемых) видит следующие причины сохранения дискриминации неприкасаемых в Индии: “Неисполнение центральных законов на местах, неспособность местных властей соблюдать эти законы, безнаказанность преступников — основные причины сохранения рабского, принудительного труда в Индии”.
Организация описала следствие, а не первопричину. Дело в том, что с приходом к власти ультраправой БДП (неоднократно уличенной в поддержке индуистских националистов) возросла популярность коммунализма. В контексте Индии это местное самоуправление, построенное на насилии на этнической и религиозной почве, стремящееся к насильственному обращению в индуизм — разумеется, в обход верховенства права. Фактически в отдаленных районах действие законов центральной власти обесценивается и на первый план выходят традиционные формы социальных отношений.
Как бы ни старались законотворцы, практически невозможно за несколько десятков лет сломать систему, определявшую развитие общества на протяжении столетий.
“А”-СПРАВКА
Деятельность профсоюзов Индии регулируется Законом о профсоюзах, принятым в 1926 году. Можно выделить следующие профсоюзные объединения:
— INTUC (Indian National Trade Union Congress / Индийский национальный профсоюзный конгресс) — профобъединение, основанное в 1947 году при активном участии Джавахарлала Неру. Нацелено на решение проблем работников путем переговоров. Профсоюзы Индии часто обращаются к INTUC, когда исчерпывают себя другие возможные средства преодоления разногласий на предприятиях.
— AITUC (All India Trade Union Congress) — профобъединение, основанное в 1920 году. Самое влиятельное на территориях штатов Керала, Пенджаб, Западная Бенгалия.
— BMS (Bharatiya Mazdoor Sangh) — профобъединение, созданное при поддержке партии Bhartiya Jan Sangh (БДП), ультраправой правящей партии Индии, главой которой является премьер-министр Нарендра Моди.
— UTUC (United Trade Union Congress / Объединенный конгресс профсоюзов) — профобъединение левого толка.
— CITU (Centre of Indian Trade Unions / Центр индийских профсоюзов) — профобъединение центристской направленности.
— H.M.S. (Hind Mazdoor Sangh) — профобъединение сторонников социализма.
solidarnost.org 12.12.2017