Забастовка шахтеров разбудила сознание рабочих и простых казахстанцев

В ночь с 14 на 15 ноября акиму Карагандинской области Ерлану Кошанову удалось уговорить шахтеров подняться на поверхность под гарантии того, что никто из участников забастовки не будет привлечен к уголовной и административной ответственности. До этого днем 14 декабря суд города Шахтинска признал забастовку шахтеров компании «АрселорМиттал Темиртау» незаконной, а власти и работодатели начали угрожать арестами членов инициативных групп шахт.

В итоге, чтобы избежать опасности нарастания маховика репрессий, шахтеры решили приостановить забастовку и начать переговоры, согласившись на предложение Лакшми Миттала об увеличении зарплаты рабочим основного производства на 30%.

Конечно, добиться повышения на 100% заработной платы и снижения пенсионного возраста за одну четырехдневную забастовку не получилось, но шахтеры почувствовали «вкус» к открытой борьбе, смогли само организоваться в свои инициативные группы, наладить координацию между шахтами и преодолели прежние страхи. По сути, этим выступлением было показано, что психологическая и моральная травма Жанаозена, которая запала в подсознание трудящихся, преодолена, и рабочему движению дан новый импульс.

Безусловно, что застрельщиками этого нового подъема стали горняки корпорации «Казахмыс». Именно они 29-30 ноября избрали тактику отказа выхода на поверхность и выдвинули требования повышения зарплаты на 100%, возврата в собственность предприятий социальных объектов, отказа от политики оптимизации и сокращений, дополнительных выплат к действующей пенсии горнякам, улучшения условий труда и полного укомплектования штата рудников новыми сотрудниками.

После того, как хозяева корпорации «Казахмыс» (читай сам Назарбаев и его семья) за двое суток забастовки пошли на значительные уступки, повысив зарплату разным подразделениям от 70-ти до 100 тысяч тенге, стало спусковым крючком для забастовки шахтеров компании «АрселорМиттал Темиртау» в Караганде. Данная забастовка 11 декабря была просто неизбежной в ситуации обесценивания реальной заработной платы, роста дороговизны и сверх эксплуатации со стороны добывающих компаний.

Забастовка шахтеров восьми шахт угольного департамента АМТ показала высокий уровень дисциплинированности, организованности, слаженности действий, координации тех, кто был внутри шахт и на поверхности. Бастующих поддержали их родные и близкие, а также рабочие других смен, оставшиеся на поверхности, оказывая своими митингами и собраниями давление на власти.

Сам режим оказался в растерянности, как и их записные пропагандисты, проплаченные блогеры, боты и вся братия из провластных СМИ, которые не смогли изолировать бастующих, не смогли настроить общественность страны против шахтеров. Более того, сторонники Миттала и властей были повсеместно высмеяны, а поддержка шахтеров только ширилась. Также потерпели поражение и придворные националисты, пытавшиеся указать на то, что среди шахтеров якобы одни только русские, да еще и ватники, отмечающие 9 мая.

Наоборот, в знак солидарности с бастующими стали делать заявления актеры, музыканты и деятели культуры. Металлурги стального департамента из числа активистов профсоюза «Жактау» также выразили свою солидарность с шахтерами, проведя пикет и предъявив свои требования к Лакшми Митталу. Многие активисты в социальных сетях рассылали видео бастующих и тексты поддержки.

Применение сил полиции и внутренних войск в такой ситуации массового подъема и изменившейся в обществе политической ситуации стало практически невозможной. В ход пошли методы запугивания, когда чиновниками были обещаны аресты зачинщиков, акимы всех уровней пытались повсеместно уговорить бастующих прекратить борьбу. Внесли свою лепту и профбосс официального соглашательского профсоюза угольщиков «Коргау» Марат Миргоязов, подавший в прокуратуру заявление на деятельницу объединения «Шахтерская семья» Наталью Томилову и активистов независимого профсоюза топливно-энергетического комплекса.

Впрочем, его освистали, выразив полное недоверие, шахтеры шахты «Казахстанская» на своем собрании. Это еще раз показало, что рабочие организовываются помимо и в противовес действующим профсоюзам, контролируемым спецслужбами и работодателями. Практически на этом примере очевиден полный провал политики уничтожения независимых профсоюзов и введения антирабочего закона «О профсоюзах».

Отсутствие крутых мер в отношении бастовавших горняков, так как работодатель пообещал отозвать заявления о возбуждении уголовных и административных дел против рабочих активистов, также сработало против, как добывающих компаний, так и против властей. Теперь все рабочие и простые казахстанцы увидели, что за забастовку не расстреливают, не пытают и не сажают. Фактически это понято многими как слабость нынешнего режима, который сам боится применения оружия по примеру событий в Жанаозене.

Сейчас даже небольшая прибавка в 30 процентов к заработной плате горняков, которая составляла не более 400 евро, означает серьезный сдвиг в понимании рабочих необходимости использования только таких методов давления на работодателей. Поэтому следует ожидать после нового года новых волн забастовок в разных отраслях и неминуемого подъема рабочего движения. Сами забастовки таких масштабов в «Казахмысе» и «АрселорМиттал Темиртау» являются первыми с мая 2012 года и самое главное они стали успешными!

В ситуации, когда Назарбаев, являющийся истинным хозяином всех этих добывающих компаний, и уже не может пойти на открытую расправу с бастующими, необходимо продолжать нажим, выдвигая все новые и новые требования, политизируя процесс выступлений, организуясь в свои комитеты, инициативные группы и объединения. Тот же лозунг снижения пенсионного возраста для шахтеров с 63 до 50-ти лет уже является, по сути, политическим требованием, так как затрагивает основы неолиберальной концепции всего социально-экономического курса правительства.

Как и нефтяники Жанаозена, надо переходить к требованиям, затрагивающим суть нынешнего режима и способных изменить классовое соотношение сил в пользу трудящихся и угнетенных слоев. Сейчас помимо требований увеличения заработной платы и ее индексации, сохранения рабочих мест, выставлять и политические требования:

— Национализации всей добывающей и крупной промышленности Казахстана под контролем трудовых коллективов!

— Отмены антирабочего закона «О профсоюзах», полной легализации всех профсоюзных объединений, отмены статей Уголовного Кодекса, карающих за незаконные забастовки и разжигание «социальной розни»!

— Освобождение профсоюзных деятелей нефтяников Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева, защитников народной земли Макса Бокаева и Талгата Аяна, а также всех политических заключенных!

— Проведения независимого расследования расстрела нефтяников Жанаозена и их полную реабилитацию!

— Обеспечение полной свободы на создание партий, профсоюзов, свободы проведения забастовок, митингов и собраний!

— Отставки нынешнего президента и правительства!

Айнур Курманов
socialismkz.info 18.12.2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *