После мартовского послания Федеральному собранию Путин подписал поручение правительству до середины лета подготовить проект перевода социальной помощи и льгот на т.н. «принцип адресности и нуждаемости». Тема это не новая и проталкивается чиновниками и системными (а равно и несистемными) либералами очень давно. И уже озвучивались конкретные предложения и публиковались подробные проекты — в частности Кудриным (который теперь пишет предложения для правительства) и Минфином. Но в целом разговоров на эту тему (в том числе среди левых) гораздо меньше, чем например на тему повышения пенсионного возраста, хотя потенциально эта реформа может оказаться гораздо болезненнее для народа.
Суть «принципа адресности и нуждаемости» заключается в том, чтобы различные льготы, пособия, социальную помощь выдавать не просто конкретным социально уязвимым категориям (пенсионерам, многодетным, инвалидам), а исключительно тем из них, кто признан малоимущим по достаточно строгим критериям.
Когда запустят реформу, нетрудно догадаться какой пропагандой она будет сопровождаться. Чтобы заглушить недовольство и вбить клин между льготниками, будут показывать по телевизору какого-нибудь ветерана труда или пенсионера на «Бентли», который сам будет говорить «Зачем мне эти копеечные льготы если я миллионы зарабатываю? Отдайте их действительно нуждающимся!». Только вот отнимут льготы не только у владельцев «Бентли», но и в у владельцев Жигулей или домика в деревне доставшегося по наследству, и у тех у кого совокупный доход больше 1-2,5 (по разным предложениям) прожиточного минимума.
Платить пособия и обеспечивать льготы на лекарства для людей, которые регулярно платят за ужин в ресторане среднюю месячную зарплату рядового гражданина, действительно нелепо и несправедливо. Но если бы речь шла исключительно о том, чтобы лишить социальной помощи только действительно богатых людей, в которой они совершенно не нуждаются, для правительства это не имело бы никакого смысла. Экономия для бюджета вышла бы мизерная и организация проверки «нуждаемости» обошлась бы дороже. Так что планка «нуждаемости» будет установлена самая низкая, чтобы лишить социальной помощи как можно больше людей. Это собственно и не скрывается, как следует из уже озвученных предложений. В докладе Минфина прямо заявлено, что среди граждан, получающих социальные выплаты, более половины не относятся к «категории нуждающихся в социальной поддержке».
При этом оценивать «нуждаемость» собираются не только по уровню дохода, но и по наличию имущества — квартиры, автомобиля, земельного участка. И оценивать будут при этом обеспеченность «домохозяйства» в целом (т. е. доходы и имущество всех проживающих на конкретной жилплощади будут делиться на всех), даже если получателем льготы является конкретный гражданин. Учитывая то, что в России в одной квартире зачастую вынуждены проживать несколько семей, которые ведут каждая свое хозяйство, а часто и члены одной семьи живут под одной крышей, но финансово совершенно при этом самостоятельны друг от друга, это приведет к тому, что будут лишены социальной помощи многие из тех граждан, кто является нищим даже по самым строгим критериям.
Какой вариант реформы будет в итоге принят и какие именно льготы и пособия он затронет, сказать пока трудно. Это будет зависеть от многих факторов и в первую очередь от протестной активности населения. Во всяком случае, озвучиваются порой довольно радикальные предложения. Например, чтобы «социальные работники» ходили по домам получателей льгот и смотрели, не появился ли у них случайно в доме новый компьютер или телевизор, что должно быть основанием для лишения социальной помощи (кстати, во многих странах именно так это и устроено).
Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 388-ФЗ, некоторые пособия и льготы уже были переведены на «принцип нуждаемости», а установление критериев «нуждаемости» по этим льготам и пособиям было делегировано на региональный уровень. И в некоторых регионах эта реформа действительно вызвала протесты населения (в частности в Астрахани), а где-то даже удалось добиться некоторых уступок. Но в целом никакой общероссийской волны протестов не было, и сама тема осталась где-то на периферии. Если масштаб урезания льгот в этот раз будет шире, а именно это власти и обещают, ситуация может развиться и совсем другим образом. Надо так же учитывать, что власти будут всячески пытаться внести раскол в среду льготников, тем более что сам характер реформы таков, что он неизбежно будет направлен на подрыв низовой солидарности. Можно так же предположить, что реформа будет проталкиваться частями. Главное отменить «категориальный принцип» социальной помощи, а критерии «нуждаемости» можно будет изменять потом втихую, постепенно меняя их в сторону понижения.
Помимо самых очевидных целей — как то экономия бюджета, ослабление позиции рабочих на рынке труда, вся эта реформа содержит в себе и некоторый идеологический аспект, меняя в корне представление о том, что такое социальная политика. Социальные права как в советском варианте, так и в варианте социального государства в капиталистических странах были завоеванием рабочего класса в 20-м веке. Теперь сам принцип социальных прав неолиберализм подменяет средневековым принципом индивидуальной милостыни.
Михаил Дороненко