Социализм или варварство

Десять лет назад мировой капитализм пережил один из сильнейших кризисов за свою историю. Но капитализм, если его не побеждает социалистическая революция, так или иначе выходит из любого кризиса. Другой вопрос, способен ли он обеспечить в дальнейшем действительное развитие и серьезный рост. Когда кризис закончился, буржуазные идеологи стали обещать нам «третью промышленную революцию» и беспрецедентный рост производительности труда в результате внедрения новых технологий. Однако посткризисная действительность оказалась другой…

Обещанное светлое будущее с роботами, искусственным интеллектом и прочими новейшими технологиями оказалось ограниченным лишь некоторыми узкими сферами. Грандиозная шумиха вокруг этих технологий обернулась практически ничем в плане модернизации экономики. Новый технологический уклад так и не наступил, несмотря на то, что к нему было много предпосылок. Внедрение робототехники в промышленности оказалось очень скромным по своим масштабам, и «Третья промышленная революция», которую нам обещали, так и не произошла. Сейчас даже термин этот, так популярный всего несколько лет назад, вышел из употребления. Новые технологии в основном внедрялись в торговлю и сферу услуг, в область госуправления или в полицейские функции государств. Кроме того, началась новая гонка вооружений, которая, видимо, будет продолжаться.

Ряд условий толкал буржуазию наиболее развитых стран к революции в средствах производства, которая могла радикально увеличить производительность труда. Во-первых, использовать дешевый труд китайских рабочих стало все более невыгодным по причине роста заработной платы в Китае в последние годы. Во-вторых, технические разработки последних лет в области робототехники и искусственного интеллекта, значительное удешевление ряда технологий, важных для производства промышленных роботов, также предоставляли возможность для технологического рывка. Однако рывка не произошло, и капитализм фактически оказался в порочном кругу. Экономический кризис 2008 года закончился, наступил рост, но этот рост — это жалкие и неустойчивые 2-3 процента в наиболее развитых капиталистических странах.

Уровень жизни масс продолжает падать как во многих развитых, так и во многих развивающихся странах. Количество государств, считающихся «благополучными», при этом сокращается. Греция из «первого мира» перешла во «второй», Украина из «второго» в «третий». Серьезные социальные проблемы испытывает вся южная Европа. В результате действий западного империализма — вторжения в Ирак и поддержки со стороны США исламских фундаменталистов – Ирак, Ливия, Сирия, Афганистан оказались в состоянии разрухи, хаоса и варварства. В России после падения цен на нефть в 2014 году с каждым годом снижается уровень жизни населения, а экономический рост начался лишь недавно и составляет совсем символические 1 с небольшим процента. Причем приближение темпов роста к нулю началось еще до обвала нефтяных цен. Собственно еще по окончании кризиса 2008 года стало очевидно, что «нефтяная» модель экономики РФ себя исчерпала и уже не способна обеспечивать рост.

Есть, конечно, важное исключение — Китай, но и там рост начинает замедляться. Китай только недавно осуществил свой модернизационный прорыв, и серьезные экономические проблемы у Китая еще впереди.

Буржуазия в нынешнюю эпоху уже не способна обеспечить внедрение новых технологий в промышленность, не способна развивать производительные силы. Даже там, где эти новые технологии внедряются и растет производительность труда, это не сопровождается ростом уровня жизни населения, а зачастую сопровождается его падением.

Буржуазные СМИ полны восторженных материалов о достижениях Илона Маска, о роботах, 3D-печати и искусственном интеллекте. Но что мы видим в экономике на деле? Несмотря на все новые технологии, темпы роста производительности труда в действительности падают! Так, по данным агентства Moody’s, в 2011-2015 гг. глобальная производительность труда росла ежегодно на 1,7%, тогда как в 1995-2007 гг. на 2,6%.

Несостоятельность капитализма фактически уже признают даже те, кто стоит во главе институтов мирового капитала и те, кто ответственен за нынешнее катастрофическое положение. Так, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард заявила, что имеет место быть отрицательный мировой рекорд по росту производительности труда в последние годы. «Еще десять лет слабого роста производительности труда могут серьезно подорвать рост мировых стандартов жизни. Медленный рост также может поставить под угрозу финансовую и социальную стабильность некоторых стран, делая более трудным сокращение чрезмерного неравенства и поддержание частного долга и государственных обязательств», – заявила Лагард.

В действительности новейшие разработки, такие как промышленные роботы и искусственный интеллект, способны обеспечить радикальные изменения в производительности труда, что дало бы возможность сократить рабочий день и обеспечить высокий уровень жизни для всего населения планеты. Однако это уже невозможно в рамках капитализма. Вместо роста производительности труда идет раздувание финансового сектора, рост спекуляций.

Для осуществления технологической революции в промышленности необходимы большие и долгосрочные инвестиции. Для буржуазии такие инвестиции выглядят рискованными, и она предпочитает заниматься финансовыми спекуляциями или инвестировать в торговлю, сферу услуг в традиционные, «нерисковые» отрасли.

Но даже на этом фоне российский капитализм выглядит еще более гнилым и паразитическим. Российская экономика в мировом разделении труда фактически является сырьевым придатком более развитых стран. За годы либеральных реформ страна, в результате беспрецедентного разрушения промышленности, была отброшена далеко назад. Российская элита является абсолютно компрадорской, несмотря на «патриотическую» риторику, милитаризм и попытки говорить с западным империализмом на равных. Российская олигархия скупает недвижимость в Европе, посылает туда на учебу детей, получает двойное гражданство, рассматривая при этом Россию лишь как объект колониального грабежа и эксплуатации. О том, чтобы такой паразитический капитализм развивал бы производительные силы, не может быть и речи. Олигархи тратят деньги на дворцы и яхты, а государство – на военные и полицейские расходы и разного рода «понты» для иностранцев типа чемпионатов, олимпиад или московской «урбанистики». Социальные расходы при этом постоянно сокращаются.

Очевидно что, буржуазия давно перестала играть прогрессивную роль. Последний раз, когда капитализм смог обеспечить мощный экономический рост и существенное улучшение уровня жизни рабочего класса, был в 50-60-е годы 20-го века. Это было связано со стечением ряда обстоятельств, не в последнюю очередь благодаря существованию СССР и «коммунистической угрозе». Развитие событий в экономике последних десятилетий показывает, что капитализм вряд ли способен повторить такой рывок. А рабочие в развитых странах живут теперь хуже, чем в 60-е годы, не говоря уже о том, что за годы господства неолиберализма они лишились многих социальных прав и гарантий.

Когда-то капитализм был прогрессивен. Он имел свое историческое оправдание, пока развивал производительные силы, развивал науку и культуру. Буржуазия имеет в своей истории героические страницы, как, например, Великую Французскую Революцию. Но сейчас этот класс абсолютно реакционен. Он не двигает цивилизацию вперед, а ведет ее к упадку, в том числе к разрушению прошлых достижений самого же капитализма. Задача пролетарской революции – спасти цивилизацию от деградации и гибели и обеспечить дальнейшее прогрессивное развитие человечества. Герцен правильно писал, что «новый водворяющийся порядок должен являться не только мечом рубящим, но и силой хранительной».

Переход к новому технологическому укладу и радикальные новации в средствах производства – это задача, которая объективно стоит перед человечеством, и капитализм не в состоянии ее решить. Эту задачу способен решить лишь социализм.

Сохранение капиталистического строя означает дальнейшую медленную деградацию и упадок нынешней цивилизации. Лишь пролетарская социалистическая революция, национализация средств производства и организация демократического планового хозяйства способны остановить дорогу к варварству и обеспечить развитие производительных сил, рост уровня жизни и развитие культуры. Поэтому сейчас как никогда актуален тезис Розы Люксембург: «Выбор, стоящий перед человечеством – социализм или варварство!»

Михаил Дороненко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *