Рабочий класс Эквадора восстал против неолиберального правительства

Сопровождаясь игнорированием крупными либеральными СМИ, всю последнюю неделю нарастает борьба народа Эквадора против правительства президента Л. Морено, избранного двумя годами ранее. Для граждан страны этот непродолжительный срок с прошедших выборов 2017 года стал сроком предательства и грабежа. Приватизация, сокращение социального обеспечения, пенсионная и трудовая реформы, отмена субсидий на топливо впервые за прошедшие 40 лет. В общем произошло все то, чего так долго ждал крупный бизнес в стране и зарубежном.

Эквадор это небольшая страна Латинской Америки, взявшая в 2006 году курс на «Социализм 21 века» вместе с Венесуэлой, Кубой, Боливией. Три срока подряд президентом был социалист Рафаэль Корреа, возглавляющий левый Альянс ПАИС(исп. Patria Altiva y Soberana — Гордая и Суверенная Родина). За годы нахождения у власти был проведен ряд реформ, направленный на создание системы социального обеспечения беднейших слоев населения, увеличение налогов на частный бизнес и национализацию. Нынешний президент был правой рукой Кореа – вице-президентом. Однако, избравшись под лозунгами преемственности прежней политической линии, Ленин Морено в скором времени начал решительные чистки госаппарата и партии от сторонников бывшего правительства, изменил саму программу партии, вычеркнув всяческие упоминания о социализме. И усадив в тюрьму ряд неудобных фигур, пытался достать и своего бывшего товарища – бывшего президента, который вынужден был иммигрировать. Л. Морено также показал себя истинным «демократом» и выдворил в 2019 году Джулиана Ассанжа из посольства Эквадора в Великобритании, после чего Ассанжу может грозить смертная казнь за рассекречивание документов, обличающих империалистическую политику всех «великих держав», в случае его выдачи британским властями США.

Приверженность либеральной демократии Л. Морено подтвердил не только жестами доброй воли, но самым непосредственным социальным террором своих граждан по воли международных корпораций. Так, Международный Валютный Фонд(МВФ) одобрил заем 4,2 млрд долларов Энквадору взамен чего правительство должно было провести ряд либеральных реформ. И процесс пошел: отменены субсидии на топливо, действовавшие с 70-х годов(цена выросла на 120%); изменено трудовое законодательство(отпуска служащим госучреждений сокращены до 15 дней, а в частном секторе испытательный срок продлен с 3-х месяцев до 2-х лет); в последние месяцы идет резкий рост сокращений госработников, в первую очередь из отраслей здравоохранения(около 3,5 тыс.) и образования; начата массовая приватизация государственных организаций. И вдобавок ко всему прочему США позволено размещение военной базы в Эквадоре.

На фоне прихода в последние годы к власти в странах Латинской Америки правых сил, так же развернувших либерализацию экономики, трудящиеся Эквадора не поддались обману и вышли на улицы, поднимая красные замена. А 8 октября Л. Морено бежал из столицы, фактически захваченной протестующими, среди которых и движение бывшего президента «Гражданская революция», пополненное участниками Альянса ПАИС, перешедшими в оппозицию и главное, поддержавшая протесты, Конфедерация индейцев, имевшая большое влияние еще в свержении в 2000 году президента Х. Мауда, намеревавшегося отказаться от национально валюты в пользу доллара . 10 октября вместе с протестующими дают отпор полиции уже и военнослужащие, что очевидно говорит о необратимости свержения правительства Л. Морено, выходом которого может стать лишь призыв иностранной помощи.

Иностранная интервенция в сложившейся ситуации не выглядит чем то невероятным, как многим бы показалось. Еще месяцем ранее Морено выражал твердую уверенность «защитить» венесуэльцев от правительства Николаса Мадуро вместе с США, но сегодня ни США, ни другие либеральные демократии не готовы так же защищать эквадорцев от диктатора Морено. Помалкивает друг всей оппозиции Навальный, не кричит уже о «сборище идиотов», доведших своим либеральным реформаторством страну до нищеты. Правильно молчит, ведь это его программа на практике.

Впрочем наблюдать нам в России необходимо не только за практикой партии крупного капитала, но и оттачивать собственною стратегию борьбы с этой партией, стоящей у власти. За долгие годы президентства Р. Кореа частично потеснил интересы буржуев, следуя нога в ногу с Уго Чавесом. Оба этих прогрессивных политика пытались придумать какую то новую форму социализма с сохранением капитализма. Сегодня очевидно, что все подобные формы являются временными, замещение которых должно произойти либо коммунистической революцией, либо откатом назад к социальному террору крупной буржуазии.

Создаваясь как широкие движения, силы выдвинувшие что Корреа, что Чавеса всегда имели размытую программу, опору на беднейшие слои вообще и отсутствие организованности низового движения, имевшего бы реальное влияние на лидера, вокруг которого шла консолидация. Приход подобных лидеров к власти логично предоставлял им полную свободу действий, хоть прямо противоположных программным установка – так работает буржуазное государство, буржуазная система разделения властей. Более того, Корреа и Чавес выступали за расширение их президентских полномочий под предлогом ускорения реформ, что создавало веру в некого спасителя, принижающую роль народа и предоставляющую карт-бланш президенту на любую критику. Рост полномочий президента и явился козырем буржуев в аннулировании социальных завоеваний с рекордно быстротой.

В течении нахождения у власти, постепенно заполняясь бюрократией и карьеризмом, широкие движения теряют и до того не прочную связь с массами, которым впрочем и не было обещано прямое участие в изменении судеб страны.

Спасителя не будет: освобождение рабочих – дело рук самих рабочих. Поэтому и в России приход к власти популистской левой политической силы означал не непосредственное завоевание власти рабочим классом, а лишь переход в новую более открытую стадию классового противостоянии. Добиться власти можно лишь уничтожением буржуазного государства и полной национализацией крупной промышленности. Чтобы это осуществить, необходима массовая партия рабочего класса, объединенная в низовых отрядах рабочих, способных единым кулаком проводить политику своей партии и защитить ее в случае измены своего руководства или угрозы фашистского переворота.

Политика реформизма с точки зрения классовой борьбы должна рассматриваться как враждебная коммунизму. Разговоры об «умеренности» преобразований, их «постепенности» это уступка какой-либо из групп буржуазии и правящей бюрократии, оттого подобная политика по сути предательство. Поддерживая реформы, расширяющие права рабочих и создающие лучшие условия для организованной борьбы, необходимо выступать против реформистов и их политики полумер.

Владимир Левин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *