Раздачи бумажной агитации — газет и листовок — есть основной, можно сказать, будничный вид деятельности членов РРП. Тиражи исчисляются десятками тысяч, группы полнятся отчетами о проведенных раздачах. Однако этот вид деятельности действительно приобрел настолько будничный характер, что, кажется, будто он вовсе не требует заострения никакого внимания и тем более подробных разборов. Неудивительно, что в таких условиях у новичков(как в РРП, так и в политике в целом) возникают вопросы относительно раздач. Нередко мы можем встречать умозрительные суждения о неэффективности бумажной агитации: что это «прошлый век», что «рабочим это неинтересно» и что нужно больше времени уделять интернет-агитации, «идти в ногу со временем». Сегодня мне хотелось бы развеять эти мифы и подробнее описать почему бумажная агитация актуальна до сих пор.
В начале была листовка…
Для начала хотелось бы отделить друг от друга газеты и листовки — как агитационные носители, они приспособлены к совершенно разным задачам, которые хотя и могут пересекаться в зависимости от содержания. Начнем с фундаментального — партийной печати.
С начала своего существования наша организация, носящая в начала 90-ых имя «КРДМС» и выпускавшая газету «Призрак коммунизма», будучи крайне малой группой активистов, сама строилась вокруг выпускаемой печати. Процесс выпуска тиража требовал невероятного количества усилий многих людей — необходимо собрать материал, лично присутствуя на местах протестов и забастовок, затем конвертировать его в статью с прилежным марксистским анализом, сделав верные выводы, что требует должных теоретических знаний и практического опыта. Техническая часть выпуска также требует больших материальных затрат и организационного потенциала по доставке и распространению. Газета была живым доказательством самого существования организации, его теоретическим и организационным центром. Все это верно и сейчас, когда КРДМС зовется Революционной Рабочей Партией, а «Призрака» сменила «Рабочая Демократия».
«Необходимость сосредоточить все силы на организации правильно выходящего и доставляемого органа партии обусловливается оригинальным положением русской социал-демократии в отличие от социал-демократии других европейских стран и от старых русских революционных партий. У рабочих Германии, Франции и пр. есть кроме газет масса других способов публичного проявления своей деятельности, других способов организации движения: и парламентская деятельность, и выборная агитация, и народные собрания, и участие в местных общественных учреждениях (земских и городских), и открытое ведение ремесленных (профессиональных, цеховых) союзов и пр. и пр. У нас заменой всего этого, но именно всего этого, должна служить — пока мы не завоевали политической свободы — революционная газета, без которой у нас невозможна никакая широкая организация всего рабочего движения…» В.И.Ленин. Полн. собр. соч., т. 4, с. 192
Не смотря на все «блага буржуазной демократии», которыми мы пока что имеем удовольствие пользоваться и не сидеть в подполье, эти слова не теряют актуальности и сегодня. Не секрет, что хоть какую-то силу для давления на власть, выбивая себе места для митингов и собраний, из рабочих партий имеет лишь КПРФ. Меньшие организации допускаются к самостоятельному выходу на улицу, что называется, только по большим праздникам. Это касается и нас. На каждом шагу мы сталкиваемся с противодействием властей нашим публичным акциям. В этих условиях газета как форма агитации остается нашим вернейшим и пока еще законным другом. Впрочем, задержания и последующие административные статьи порой случаются и на раздачах.
Говоря о содержании газеты, стоит отметить, что оно коррелирует с уровнем классового сознания трудящихся. На сегодняшний день, пока этот уровень низок, большую часть текстов составляют новости трудовых конфликтов. Опыт успешной экономической борьбы, которому наша партия всегда стремится придать политический, антикапиталистический характер, призван сплотить рабочих страны, укрепить классовое сознание, показать людям, что они не одиноки в своих бедах и что они могут этим самым бедам противопоставить собственную волю, солидарность и организованность.
В меньшей степени, однако не по важности, пишутся общеполитические, аналитические материалы. Верный марксистский анализ, как российских, так и заграничных событий, вызывает доверие к партии. А вести о протестах, сотрясающих прочие капиталистические страны(Франция, Эквадор, Индия, Чили, Бразилия) неизбежно влияют на умы и настроения российских рабочих.
Практика — критерий истины
Так как социальной базой РРП является класс наемных работников в целом и фабрично-заводской пролетариат, как его наиболее организованная часть, в частности, то и наша «Рабочая демократия», как в плане содержания, так и мест распространения, этому соответствует. Промышленные предприятия, стройки, рабочие общежития — цели нашей газеты. Рабочим действительно интересно читать как о новых преступлениях буржуазии, которые они чувствуют собственным кошельком, так и об организованной борьбе с произволом — это вдохновляет коллектив на собственные действия. «Рабочая демократия» пишется о рабочих и для рабочих, в этом отношении она находит у них самый живой отклик.
Однако не стоит думать, будто мы молча стоим у проходной завода, аки автоматы по раздаче мукулатуры. Газета — это также способ и повод для общения и взаимодействия с классом. По всей стране наши агитаторы общаются с трудовыми коллективами о состоянии предприятий, об условиях труда, о мнении людей о происходящих в стране событиях. Так готовятся материалы для новых статей, ищутся трудовые конфликты, организация и эскалация которых есть важнейшая часть партийной работы. Стабильная раздача новых выпусков на одном и том же объекте способствует узнаваемости организации и приобетению доверия среди рабочих.
С листовками всё несколько проще, однако не менее важно. К ним мы прибегаем, как правило, в двух случаях — если формат газеты не подходит для какого-то конкретного дела или если требуется донести до широких масс такое сообщение, которое не потерпит ожидания нового выпуска газеты.
К примеру, как показывает практика, газета не подходит для раздач у учебных заведений. Студенты гораздо живее реагируют на короткий текст с конкретным призывом присоединяться к организации, чем к большому объему информации в газете. Другой пример — призыв к конкретному политическому мероприятию. Летом 2018 года суммарно нами было роздано около 30 000 листовок по всей Москве с лозунгами выходить на митинги против пенсионной реформы. Небольшой текст с конкретным предложением в данной ситуации, очевидно, получается быстрее, дешевле и эффективнее выпуска громоздкой газеты.
Особняком здесь стоят листовки и стикеры для расклейки. Этот, наверное, самый простой из всех возможных способ агитации уступает прочим, однако создает немаловажный эффект нашего постоянного присутствия в городе. Что, в свою очередь, вселяет уверенность в наших сторонников, друзей и страх в наших врагов.
Листовка, предназначенная определенному коллективу, призывающая к определенному действию или освещающая конкретное событие — есть партийное политическое высказывание, адресованное массам. И как показывает практика, на такое высказывание приходит ответ. К примеру, о забастовке метростроителей в 2017 году мы узнали от позвонившего нам рабочего, который нашел наши контакты в листовке полугодовой давности и попросил помочь в организации забастовки. Здесь стоит отметить еще одну полезную особенность бумажной агитации — 1 экземпляр газеты или листовки способен охватить десятки людей, кочуя из рук в руки по общежитиям или цехам.
Однако, раздавая бумажную агитацию, всем нашим сторонникам необходимо понимать не только свои непосредственые задачи, но и её, агитации, объективные возможности, имеющие ограничения. Необходимо понимать, что ни один из видов бумажной агитации, кроме некоторых листовок, не имеет прямой цели сагитировать человека в партию. Косвенную — разумеется имеет, как и любое политическое действие. Однако состояние классового сознания и уровень самоорганизации рабочего класса на данный момент крайне низок и несмотря на имеющиеся антиправительственные и антикапиталистические запросы населения, рабочие не спешат массово объединяться ни в профессиональных союзах, ни в своих политических организациях — рабочих партиях. Однако для того, чтобы мы могли иметь возможность в момент слома такого положения дел претендовать на позицию авангарда, чтобы уже иметь к такому моменту в запасах как кадровые ресурсы, так влияние и доверие широких масс, знать об РРП рабочие должны уже сегодня. Иными словами, не стоит обманывать себя и ждать мгновенных результатов работы, но также ни на миг нельзя забывать о её важности.
В ногу со временем
Не смотря на то, что РРП не умаляет значения различных форм партийной интернет-агитации и активно занимается ими сама, истину остается только признать — полностью заменить, по крайней мере сейчас, бумажную агитацию не способны ни youtube-каналы, ни блоги, ни группы в социальных сетях. Установить и удержать подлинную доверительную связь между партией и широкими рабочими массами, донести до них нашу программу, концентрировать вокруг себя организационные и теоретические мощности способна лишь партийная печать.
Михаил Комраков
Мои агитматериалы распечатайте на Всероссийскую акцию протеста.В Реглет заказ уже скинут.Я член КПРФ.Председатель партии Единый мир.