3 года назад на юге Москвы открылся новенький торговый центр, его стройка затянулась на 10 лет и была связана со множеством мытарств. Сейчас очевидно, что проект изначально был рискованный, поблизости нет ни станций метро, ни крупных транспортных узлов, зато изрядно более солидных конкурентов, поэтому число посетителей очень скромное. В начале десятых годов подобные торговые центры по всему городу росли как грибы после дождя, торговых площадей не хватало. В наше время развились «маркетплейсы», пункты выдачи, доставка, да и народ стал поэкономнее. ТЦ пустует, его коридоры стоят безмолвные. Фасады магазинов встречают посетителей словами: «Скоро открытие!», — и им, видимо, никогда не сбыться.
Главной достопримечательностью этого места является ресторан самой известной сети быстрого питания. Работа на таком предприятии общепита является потогонкой. Сотрудники кухни непрерывно лепят бургеры, жарят картошку и прочие снеки, не отходя от своего рабочего места, как роботы у конвейера. Количество сотрудников рассчитывается ровно так, чтобы их хватало впритык, и компания не тратилась излишне на заработную плату, поэтому труд всегда интенсивный. Есть даже такое понятие как «производительность», на определенное количество затрат должен приходится определенный оборот. Если, допустим сезонно, или из-за роста цен оборот снижается, то начальство начинает снижать количество смен сотрудников, экономить на расходных материалах и премиях.
Автору довелось проработать 4 месяца «сотрудником подготовки зала». Он убирал по ночам ресторан и чистил оборудование. Уборка требует большого расхода химических средств, и это первейшая статья экономии. Однажды я вышел на подработку в соседний ресторан, очень старый, ему уже больше 20 лет, и его популярность значительно упала. Химии мне дали в обрез, невозможно было отмыть некоторые детали фритюров и грилей: на воздушных фильтрах вытяжки, например, образовался слой жира толщиной в палец. На весь ресторан один ночной сотрудник, «ночникам» нужно платить повышенную ставку и «богатые» ночники первые идут под нож, если не выполняется «план производительности». Богатство при работе 5/2 составляет примерно 70 тыс. рублей вместе с премиальной частью. Премия составляет около 10 тыс. и лишится ее можно пропустив смену или взяв больничный.
Начальство нашего ресторана ревностно следило за сохранением производительности, чтобы не допустить участи соседей. Разумеется, нет более надежного способа добиться повышения прибыли, чем позвать священника, чтобы он освятил предприятие. Глупая полушутка-полуслух передавала легенду, что ресторан непроходной, потому что на его месте когда-то было цыганское кладбище. Местные работники знают, что это не так, и были удивлены увидеть под конец ночной смены попа в рясе, с кадилом и ароматическими свечами. Молитвы за повышение прибыли вызывали стойкое ощущение, что все происходящее является галлюцинацией от переутомления, увы все было наяву. Из каких денег работа служителя культа была оплачена, осталось загадкой, не менее таинственной, чем существование цыганского кладбища.
В обязанности колдунов и шаманов всех народов также входит задача изменения погоды, к сожалению, эта услуга батюшке оплачена не была. Весь июль на кухне стояла ужасная жара, ночью 32-34°С, днем 38°С. А каково стоять у раскаленных грилей, на которых жарят котлеты? Температура возле них достигает всех 50°С. При таком режиме по закону работа должна сокращаться на 4 часа, а также должны быть предусмотрены продолжительные перерывы, но ничего этого не было. Зато начальство просило на ночь размораживать все холодильники на кухне, потому что оборудование может не выдержать такую жару. Выдержим ли мы – никто не спрашивал.
Компания гордится тем, что каждый директор и менеджер начинает работу с рядового сотрудника и постепенно идет вверх по карьерной лестнице. Это порождает интересную особенность в условиях труда. Чтобы стать менеджером и руководить другими сотрудниками — нужно ублажать начальство всеми доступными способами: выйти поработать, если просят, взять дополнительные смены, задержаться после работы, разгрузить машину с продуктами, подменить коллегу на больничном и тд. И вот пашут и пашут молодые люди в погоне за заветным повышением. Остаются после работы «поболтать» с менеджерами, потусить. Дружба «с кем надо», угодничество и труд на износ – вот чему надо научиться, чтобы стать начальничком.
Что же делают менеджеры? Собирают заказы, следят за расходом продуктов, сроками годности, проводят инвентаризацию, плюс работа с документами. По факту те же рядовые сотрудники, преференции тоже не абы какие: квартальная премия и чуть повыше зарплата. На менеджеров возлагается обязанность следить за другими сотрудниками, начальство всеми силами поддерживает иерархию в компании. Так у меня был случай. Я закончил работу и пошел к менеджеру сообщить об этом. Рядом стоял директор. После того как я сказал, что закончил, директор обратилась к менеджеру и сказала, что в одном неприметном месте есть какие-то загрязнения. То есть, я отвечаю за эту работу, но директор говорит в моем присутствии о необходимости выполнить эту работу менеджеру, чтобы уже менеджер мне это передал.
Все это напоминает армейскую службу с принципом «субординации», где командир роты не может напрямую сказать солдату о каком-то нарушении, а говорит командиру взвода, тот командиру отделения и так до солдата. Вся эта система нужна, чтобы показать «важность» начальства, и заставить всех ползти по карьерной лестнице вверх.
Забавно, что все эти надувания щёк ровным счетом не могли ничего поменять в работе. Так один коллега частенько дремал во время рабочего дня, не отмечался при выходе на перерыв и уходил на полтора часа раньше положенного срока. Что с этим могло сделать начальство? Да ничего – работать некому. А те, кто добросовестно исполнял свои обязанности, тех и грузили дополнительной работой. По сути, простая трудовая дисциплина и сознательность обеспечивают производство, а не приказы руководства.
Сейчас в России большие проблемы с рабочей силой, война и военное производство поглощают кадры, а инфляция подталкивает рабочих искать лучшее место с большей зарплатой. В нашем ресторане также люди не задерживаются, я уволился в сентябре, до меня сотрудник, отработавший год уволился в июле. В итоге на моем рабочем месте из 4 сотрудников осталось двое. Некоторые становятся практически незаменимыми. Так один менеджер вышел на подработку ночью в свой отпуск и был не в восторге от этого, утром, когда пришла директор, она ему сказала: «что ты так медленно работаешь?»
Чтобы задержать сотрудников на рабочем месте, начальство решило назначить особую премию. Если отработаешь 100 часов в августе и 150 в сентябре – получаешь премию 30 тыс. Но вскоре оказалось, что премия не выдается ночным сотрудникам, а у остальных стали убирать смены так, чтобы 150 часов не набралось.
Противостоять начальству и поменять ситуацию в ресторане сложно из-за высокой текучки, молодые люди выходят на подработку на время учебы, возрастные рассматривают ресторан как место второй работы. Один сотрудник, лет 40-ка, работал 6/1, задерживался, а остальное время тянул кабели. Разумеется, приходилось вынужденно отдыхать, уходя в запой. Долги, ипотека, семья, все это приковывает к «РАБоте». Последние пару лет власти яростно проповедуют необходимость заводить детей, но дети и семья делают жизнь настолько дороже, что тянуть лямку труда становится непосильно. И многие выбирают бессемейность. Так один коллега, которому уже за 30, после работы отсыпался, брал пиво и играл в компьютер, он уволился и я надеюсь, он найдет место, которое поможет ему выйти из этого состояния. Такой отказ от «полноценной» жизни закономерен, потому что полноценная жизнь – это жизнь наемного раба, который батрачит только ради поддержания «производительности» прибыли хозяина, и премии начальника. Маркс ещё в 1847 году описывал положение рабочих, в которое мы вернулись:
«Массы рабочих, скученные на фабрике, организуются по-солдатски. Как рядовые промышленной армии, они ставятся под надзор целой иерархии унтер-офицеров и офицеров. Они — рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства, ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант. Эта деспотия тем мелочнее, ненавистнее, она тем больше ожесточает, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива.»
Самое страшное, что работа подавляет все остальные проявления жизни. Один киргиз, лет 50-ти, работал на другом предприятии общепита, на вопрос : «зачем так много работать?», он отвечал: «А что мне ещё делать? Просто лежать?».
Критик скажет: «Да вы сами виноваты, получите образование, научитесь чему-то и будете жить лучше!». Так вот, дорогой критик, в этом самом общепите, работает полно людей с высшим образованием! Сам я уволился, чтобы получить профессию и найти место получше, но у меня есть возможность 2-3 месяца перебиваться случайным заработком, а если у кого-то нет такой возможности из-за семьи, необходимости платить аренду или других проблем? На это критик может также заметить: «никто не заставлял вас жениться и рожать, научились бы чему-то, а потом обзавелись семьей». Но именно поэтому такой провал рождаемости в России и население убывает. То есть капиталистическое общество привело нас в тупик: бедных оно загнало в условия вечной погони за зарплатой, а богатых одарило несметными богатствами. И теперь это общество вымирает, потому что бедные не могут выдержать такую нагрузку.
Хочется жить по-другому, но для этого необходимо преобразовать общество. Пусть наш труд будет приносить не прибыль горстке олигархов, а идти на наши же нужды: медицину, образование, пенсии, качественный транспорт и дороги, в конце концов более высокие зарплаты. Тогда и работать станет легче. Лишить хозяев всей крупной собственности, национализировать: крупные торговые сети, недра, железную дорогу, городской транспорт, промышленные предприятия и др. Но как этого добиться? Нужно объединяться на местах и добиваться у начальства улучшений своего положения, наращивать силу для будущих изменений.
Каждый работник по отдельности слаб, а собраться и стать силой пока не кажется возможным. Почему стоит оставаться оптимистом и готовиться к изменениям? Потому что сам капитализм привел общество к обрыву. Повсюду гремят войны, народы разделены, хозяйственные связи разрываются из-за санкций. Из-за отсутствия импорта растут цены, заместить импорт не выходит, потому что не хватает рабочих, а рабочих не хватает из-за того что никто не спешит рожать из-за высоких цен и неспокойной внешнеполитической обстановки. Заместить рабочих новыми станками не выйдет, потому что внутри страны станкостроение очень слабое, а импорт почти закрыт. Выходит порочный круг. Все это приближает экономическую катастрофу. Не только в России, это можно видеть и на Западе, где из-за проблем в экономике французское правительство провело пенсионную реформу и теперь столкнусь с массовыми протестами, это происходит и в отсталых странах, как Бангладеш, где из-за финансовых проблем и протестов студентов правительство сбежало за границу. Всем этим движениям пока не хватает одного – рабочей партии, которая организует эти протесты на то, чтобы перевести общество на социалистические рельсы развития.
Так что не стоит падать духом, присоединяйтесь к РРП, будем готовиться к изменениям вместе).
С. Золотарев
