Сегодня с телеэкранов или мобильных устройств можно нередко услышать тезисы о том, что сейчас в сфере доставки и всех ее производных можно грести чуть ли не золотые горы на довольно неквалифицированном труде. Постоянно громадные корпорации вроде Яндекса, WB или Ozon привлекают множество людей обещая доходы в 150, 170, а то и 200 тысяч рублей в месяц, без квалификации и подготовки, со свободным графиком! Ну разве не чудо!
Возникает обоснованный вопрос; почему при таких волшебных условиях труда мы постоянно видим новости, подчеркивающие невыносимые условия труда? Например: в начале февраля сотрудники Вайлдберриз устраивают забастовку в Екатеринбурге в поддержку коллеги свалившегося с ног от усталости [1], или пару дней назад курьеры “Самоката” в Чебоксарах также вышли на забастовку из-за снижения оплаты за заказ [2].
Уже не раз говорилось о том, насколько реалистичны заявленные зарплаты [3], но автор проверил это на собственном опыте. Этой осенью я устроился в “Самокат” на позицию сборщика заказов. Анкета обещала доход в районе 100-120 т. рублей в месяц и выше, но уже изначально не было доверия к таким заоблачным суммам. Наиболее привлекательной частью тут был, несомненно, гибкий график, позволяющий совмещать подработку с учебой.
В действительности у сборщиков заказов почасовая оплата, которая на данный момент составляет 275 рублей в час (фото 2). А теперь немного математики: при нормальном рабочем графике 5/2 8 часов в день, за 4 недели (почти месяц) вы заработаете… 44 тысячи рублей! (и это без вычета налогов). Да, есть некоторые дополнительные выплаты, зависящие например от сезона, праздников и.т.д. Но даже с учетом этого итоговая оплата часа работы у автора не превышала 350 рублей в час. И это при учете того, что для получения такой оплаты я выходил работать буквально в новогодние праздники. Зарплаты товароведов и курьеров практически эквиваленты. Автор из первых уст слышал истории как некоторые курьеры или сборщики работают “от свистка до свистка”, а это иногда смены по 14-16 часов. Проще говоря, чтобы иметь возможность просто обеспечивать себе минимальный уровень жизни вам придется вкалывать по 10 часов каждый день почти без выходных.
Условия работы тоже не ахти. Работники склада работают без регламентированных перерывов. Смены расставляют так, чтобы несколько сборщиков было именно на часы, заваленные работой (Обычно обеденное время и вечер). Иногда за смену почти нет возможности присесть и просто перевести дух. Другой камень преткновения — требования начальства касательно скорости сборки. Номинально требуется скорость сборки как минимум 5,5 товаров в минуту. И уже это является довольно нетривиальной задачей, при условии что дарксторы (мини-склады) арендуются просто в полуподвальных помещения, где банально сложно развернуться и приходится бегать по длинным коридорам, часто заставленными грузовыми тележками. Работа ведется при помощи корпоративных телефонов, работающих от вай-фая, причем связь регулярно рвется, а телефоны иногда просто отказываются работать. Масла в огонь подливает метод подсчета. Как я считаю, банально в статистических целях наиболее уместно было бы считать медианную скорость сборки (число больше одной половины показателей и меньше другой), потому что при подсчете среднеарифметического значения на статистику будут влиять некоторые форс-мажорные ситуации, которые могут произойти не раз и не два за смену. Простой пример; иногда товары лежат в поставке уже принятые товароведом, но еще не разложенные на соответствующие полки, или есть ряд товаров (косметика и электронные девайсы), которые по нормативам хранятся в запертых на ключ шкафах. Ключ хранится у директора или товароведа, а шкаф должен быть все время закрыт. Вся эта ситуация порой приводила к побегушкам из одной части склада в другую и обратно.
Снижение темпов сборки зачастую из-за ситуаций, где сборщик или товаровед физически не может быстро собрать нужные товары, приводит к претензиям от начальства, требующим в ультимативной форме увеличивать скорость. Насколько мне известно, раньше людям, не укладывавшимся по времени, просто переставали ставить смены. Теперь ситуация поменялась. Работа очень часто велась в авральном режиме. Мне регулярно звонил директор склада с предложением выйти в выходной или задержаться после работы/прийти раньше. Усугубляет все текучка кадров. Много сотрудников не задерживается надолго и, проработав несколько недель\месяцев, увольняются.
Причина такого кадрового голода видится мне довольно простой. Плохие условия труда, помноженные на низкую зарплату и отсутствие каких-либо видимых перспектив. Что интересно, по некоторым данным, «Самокат» — крупнейший сервис доставки в России, а по числу дарксторов — крупнейший в Европе[4]. Но, видимо всех этих денег не достаточно, чтобы обеспечить нормальную оплату труда для своих рядовых сотрудников. Более того, условия труда не остаются прежними, они ухудшаются. Как показывает ситуация в Чебоксарах, в преддверии менее прибыльного сезона начальники стремятся сэкономить на своих подчиненных.
Мы выражаем солидарность с работниками «Самоката», вышедшими на забастовку в Чебоксарах. Это важный момент в современном рабочем движении не только в России, но и по всему миру. Раньше профсоюзы были особенно сильны на больших предприятиях где люди работали в крупных коллективах. Сейчас есть возможность организовывать и такие разрозненные коллективы. Здесь важен пример забастовок сотрудников Вайлдберриз в России два года назад и сотрудников Amazon в США год назад. Это отлично что рабочие и в сфере услуг, как бы начальники и бюрократы не стремились их разобщить готовы объединяться в совместной борьбе.
Мы также призываем сотрудников, рассматривающих работу там как временную, поддержать своих коллег в их организации, а не продолжать работать за гроши в надежде поскорее уйти оттуда.
Только коллективным действием можно заставить боссов делиться деньгами заработанными за наш счет!
1. t.me/wb_pravda_…
2. t.me/profsmkt/3
3. t.me/courier_fi…
4. www.retail.ru/news/servi…